2 ноября 2015 года, при участии Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, прошел круглый стол по вопросу реформирования государственной службы в контексте всеохватывающей реформы государственного управления в Украине. К обсуждению были приглашены народные депутаты, представители Кабинета министров, а также другие национальные и международные эксперты.
Участники круглого стола обсудили возможность и необходимость проведения очищения государственного аппарата и чиновников по принципу «увольнения и набора новых».
«К сожалению, мы находимся в стереотипе, когда говорим о государственной службе и мыслим нынешними государственными служащими. Но, когда мы говорит о госслужбе в контексте нового закона, то понимаем, что речь должна идти об обновленном корпусе. В большей степени и прежде всего – на руководящих должностях высшего и среднего звена руководства», – предложила заместитель Председателя Верховной Рады.
Такая позиция была поддержана и в Правительстве. «Единственное замечание к проекту Закона «О государственной службе», которое озвучил Премьер-министр и написал об этом соответствующее письмо Председателю Верховной Рады, – это требование о полной перезагрузка власти. Он обращается с предложением о проведении в течение двух лет поочередно конкурсов на все должности высшей категории А, затем категории Б, и в конце категории В. Мы должны понять, что, как бы там ни было, в любом случае, все государственные служащие должны пройти перезагрузку. Мы имеем опыт Национальной Полиции. Так, люди, которые хотят прийти на государственную службу, должны пройти отбор по новым правилам», – заявила Анна Онищенко
По словам Дмитрия Шимкива: «Модель государственного управления всегда включает три компонента: организацию, процесс и кадры. Если мы говорим об Украине, то реформа предполагает сокращение ненужных функций и органов. У нас очень часто различные органы власти выполняют фактически дублирующие функции. Необходимо также проведение оптимизации самих процессов государственного управления. В первую очередь, это касается бумажного документооборота, который существует между ведомствами. Настоящее побуждает к переходу на электронный документооборот, к прозрачности реестров. И это фактически будет способствовать ускорению принятия решений. Один закон не может решить все вопросы, которые стоят перед государственной службой. Даже если мы полностью обновим состав государственных служащих, которые придут в структуры, которые работают по старым процессам, организованные с дублированием функций, мы увидем неэффективность работы и фактически не работающую систему государственного управления. Законы сами по себе не решают проблему реформирования государственной службы, поэтому необходимо обеспечить надлежащую ее имплементацию. Ведь именно в процессе имплементации мы должны обновить состав государственных служащих, создать новые институты или реорганизовать уже существующие, ограничить или просмотреть их функциональность для того, чтобы заработали процессы взаимодействия этих органов».