11:52, 26 февраля 2016
Реформа прокуратуры дошла до определенной точки «кипения». Есть как проблемные моменты, так и достижения. Заместитель Генерального прокурора Давид Сакварелидзе отмечает проблемные моменты и предлагает свое видение успешной реализации реформы:
Реформа прокуратуры дошла до определенной точки «кипения». Есть как проблемные моменты, так и достижения. Заместитель Генерального прокурора Давид Сакварелидзе отмечает проблемные моменты и предлагает свое видение успешной реализации реформы:
- компромиссная суть Закона «О прокуратуре», из-за которой возникли две главные проблемы: состав конкурсных комиссий и порядок принятия решений о назначении руководителей. Чтобы запустить процесс реформирования, нужно было принять поправки к существующему закону. Их финальная редакция стала консенсусом между руководством ГПУ, гражданским обществом и парламентом; между, образно говоря, реформаторской и консервативной частью всех сегментов общества;
- состав конкурсных комиссий: в них входили по четыре человека, которых определял Генеральный прокурор (по факту — сотрудники прокуратуры, хотя была предусмотрена возможность назначать независимых представителей), и по три представителя от Верховной Рады (по факту — народные депутаты либо их помощники, хотя командой Д. Сакварелидзе были предложены на рассмотрение кандидатуры независимых экспертов). В результате возникла ситуация, когда в регионах, где общественные организации были достаточно пассивны, конкурсные комиссии могли выбрать не совсем корректную стратегию, давая «зеленый свет» хорошо знакомым бывшим руководителям прокуратур районного уровня;
- проблема принятия решений о назначении на руководящие должности: законом предусмотрено, что Генеральный прокурор (что касается руководителей прокуратур) и областные прокуроры (что касается заместителей руководителей) могут выбирать из предложенных конкурсной комиссией трех кандидатов на каждую административную должность. В итоге предпочтение, к сожалению, часто отдавалось экс-руководителям прокуратур, хотя среди предложенных комиссиями претендентов были достойные рядовые прокуроры либо внешние кандидаты;
- отсутствие четкого сигнала от правительства для внешних кандидатов: естественно, многие состоявшиеся успешные юристы, даже имея желание изменить систему, задавали вопросы о том, куда они идут, на какое материальное обеспечение могут рассчитывать, кем будут их руководители на более высоком уровне и по каким правилам будет организована ежедневная работа в системе;
- низкий уровень доверия общества к открытым конкурсам в целом;
- временная «миграция» экс-руководителей прокуратур, которые не прошли конкурс, в вышестоящие прокуратуры.
По мнению Давида Сакварелидзе, для успешной реализации следующего этапа реформы необходимы:
- несущественные изменения в Закон Украины «О прокуратуре»;
- политическая поддержка Президента, парламента и правительства:
- дальнейшая поддержка гражданского общества и международных организаций;
- гарантии того, что последующие этапы реформы не будут сопровождаться постоянным противостоянием, проверками и задержками, а все процессы будут переданы в руки профессионалов в лице европейских и международных партнеров;
- гарантии уверенности в завтрашнем дне для профессионалов, которые будут принимать участие в конкурсе: низкооплачиваемая бюрократия не только неэффективна, но даже опасна для современной Украины; фактически она является сдерживающим фактором ее развития.
Более подробно о реформе прокуратуры, читайте в статье «Реформа прокуратуры: что дальше?» «Судебно-юридической газеты».