«Изменение Регламента и подотчетность работы Верховной Рады, электронное декларирование — это те политические, уязвимые темы, нереализация которых будет означать отсутствие политической воли на полноценную реформу парламента», — координатор гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская.
В реформировании украинского общества и парламента большую роль играют общественные организации, которые выводят на свет устарелые проблемы и помогают в их решении. Мы поговорили в Брюсселе во время «Украинской недели» с Ольгой Айвазовской, координатором Гражданской сети ОПОРА.
По ее словам, Гражданская сеть ОПОРА с 2013 года осуществляет мониторинг работы ВР и активность народных депутатов в общем, изучает международные практики «должного парламентаризма, так называемого «хорошего управления». «Это те практики, которые могут быть применены в Украине в законодательной ветви власти, если мы, все же, движемся к положительным европейским стандартам, которые касаются различных сфер управления и парламентаризма», — отметила она.
Миссия Пэта Кокса, как сообщила О. Айвазовская, работала полгода в Украине. Ее представители и непосредственно сам господин Кокс консультировались с неправительственными организациями, которые имеют опыт работы с парламентской ветвью власти, — как таковыми, что готовят предложения к законодательным инициативам, потому что есть экспертными в каких-то отдельных сферах, так и теми, которые в целом достаточно активны в оценке работы парламента, т.е. осуществляют мониторинговую деятельность.
«Мы, конечно, были привлечены к этой коммуникации», — сказала она. — «Но параллельно ОПОРА вместе с неправительственными организациями готовила отдельно план «Открытый парламент», который недавно был представлен в ВРУ. И этот план является неотъемлемой частью рекомендаций миссии Пэта Кокса, который касается общего реформирования парламента как законодательной ветви власти».
Общественный деятель подчеркнула, что такими разными линиями и подходами пытаются обеспечить ту позицию, что «парламент должен быть довольно таки амбициозным, чтобы через несколько лет присоединиться к семье надлежащих парламентов». «Потому что парламент в целом — это балансируемая ветвь власти, которая дает возможность демократии развиваться в любой стране, реагировать надлежащим профессиональным способом на любые внешние вызовы и потребности общества, реформы и т.д.», — отметила она.
По ее мнению, речь идет не о краткосрочной реформе как о соответствии тем надлежащим стандартам, которые мы хотели иметь в Украине. Речь идет о парламенте как институционально-независимой ветви власти, когда «парламент является репрезентативным — это касается эффективной избирательной системы, открытости, подотчетности и прозрачности его в своей деятельности». «Эти требования минимизируют коррупционные риски, популизм, который может иметь место, и заставляют пересмотреть процедурную часть, в т.ч. и в части подготовки законодательных инициатив», — отметила О. Айвазовская.
Общественный деятель также сообщила, что мало где в Европе встретишь такой либеральный подход к подготовке законодательных актов и изменений законопроектов, как в Украине. «Надо или собрать необходимое количество голосов депутатов под законопроектом, чтобы он двигался дальше, или надо, чтобы Комитет его выносил, или сделать как в Бундестаге, когда лишь 5% депутатов могут инициировать законодательные изменения. Поэтому, законопроекты в европейских парламентах качественны на «старте», более влиятельные и понятны обществу, потому что нужно подготовить общественную поддержку для долгосрочных изменений. Такие парламенты более эффективны в части реагирования на какие-то общественные потребности или реализацию реформ», — подчеркнула она.
О. Айвазовская считает достаточным пересмотр Регламента работы Верховной Рады Украины, а не внесение изменений в Конституцию. «Нужно сделать его с одной стороны эффективным, а с другой — исключить любые манипуляции, которые не дадут возможности вовремя ознакомиться с законодательной инициативой, изучить ее, предоставить свои предложения, чтобы весь этот процесс был эффективным и прозрачным», — сказала она. — «А не так, когда депутаты голосуют, иногда, за изменения, которые ими достаточно не изучены, и эксперты их тоже не видели, и общество поддержки не оказывает, а затем, через непродолжительный период времени, снова вносятся изменения».
По ее словам, нет таких развитых демократических стран, где законодательный процесс настолько прост. «Он должен быть взвешенным, сложным, но, с другой стороны, эффективным в отношении тех изменений, которые будут приняты. И, конечно, — квалифицированным», — отметила она.
Среди стран с наилучшими парламентскими практиками Ольга Айвазовская назвала скандинавские страны, Германию, Польшу. «У них сохраняется дискурс, который должен иметь место в полноценной независимой ветви власти, а с другой стороны — есть определенные процедурные требования, которые предоставляют возможность умножать инициативы, которые не имеют под собой никакого базиса — юридического, финансового обоснования. Парламент превращается в какую-то реакцию самых ситуативных групп парламентариев, а не общества в целом», — сказала она.
Ольга Айвазовская убеждена, что реформы в парламенте неизбежны. «Изменение Регламента и подотчетность работы Верховной Рады, электронное декларирование — это те политические, уязвимые темы, нереализация которых будет означать отсутствие политической воли на полноценную реформу Верховной Рады, — заявила она.
«Бантиков будет недостаточно: просто трансляции заседаний Комитетов электронный документооборот не могут быть индикаторами того, что Парламент действительно стремится меняться. А вот такие весомые политические изменения могут мотивировать наших партнеров, в т.ч. и европейских, в постоянной поддержке в тех объемах и в тот период времени, когда это будет нужно. Есть такое понятие, как «история успеха»: если показываете полноценную историю успеха, то есть и желание инвестировать, а если этой истории нет, — есть процесс бесконечный и неэффективный — тогда надеяться на дальнейшую поддержку будет сложно», — подчеркнула О. Айвазовская.