Как может измениться качество высшего образования в Украине

12:45, 16 января 2017
В 2017 году систему высшего образования ожидают четыре ключевые изменения. Об этом сообщил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.
Как может измениться качество высшего образования в Украине

В 2017 году систему высшего образования ожидают четыре ключевые изменения. Об этом сообщил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.

Об этом сообщила пресс-служба Министерства образования и науки Украины.

В Министерстве образования и науки с участием экспертов и общественности обсудили вопросы обеспечения качества высшего образования в рамках проекта Среднесрочного плана приоритетных действий правительства до 2020 года.

По словам директора Департамента высшего образования Олега Шарова, внесенные Министерством образования и науки предложения к проекту не являются чем-то абсолютно новым: они являются и частью выполнения Программы деятельности правительства, и внедрением реформы, начатой принятием Закона Украины «О высшем образовании» 2014 года.

«Ежегодно происходит лишь смена определенных ударений: что сейчас будет самым главным, что потребует больших ресурсов, а также устанавливаются сроки выполнения задач», — подчеркнул глава Департамента.

Сейчас, в 2017 году, к ключевым приоритетным задачам Министерства образования и науки относятся:

  • разработка стандартов высшего образования;
  • наработка методической базы и оказание практической помощи вузам в создании системы внутреннего обеспечения качества;
  • создание Национального репозитария академических текстов;
  • использование технологии ВНО для отбора поступающих на магистратуру по специальности 081 «Право».

Работа над разработкой стандартов высшего образования длится с ноября 2015 года и до конца 2017 года. В МОН планируют утвердить большинство из них: 120 для образовательного уровня «бакалавр», 80 — «магистр» и 50 — «доктор философии».

«Сейчас видится следующий алгоритм: создание системы внутреннего обеспечения качества вуза, ее сертификация, аккредитация вуза и самоаккредитация образовательных программ. И это будет уже не просто академическая автономия, а высокий уровень доверия государства к вузам», — пояснил Олег Шаров.

Весомым шагом на поддержку академической добродетели станет создание до конца 2017 года Национального репозитария академических текстов. В нем будут собраны фактически все образовательные и научные тексты в виде, в котором они подвергаются обработке, просмотру и сравнению.

С 2017 года все, кто будет поступать на магистратуру по специальности «Право», должны будут сдавать ВНО. В прошлом году эта техноло

гия была апробирована в девяти вузах и получила достаточно положительную оценку. В целом же отбор на магистратуру по специальности «Право» с применением ВНО станет одним из инструментов для решения важного задания, предусмотренного Законом «О высшем образовании», — введение Единого государственного квалификационного экзамена по отдельным специальностям в 2019-2020 гг.

Также Олег Шаров отметил: «Эти четыре цели должны иметь синергетическую связь, ведь в проекте есть вопросы, где высшее образование связано с новой украинской школой, в частности, относительно реформы педагогического образования. Есть точки соприкосновения с профессионально-техническим образованием, поскольку постепенно реализуется задача о переводе образовательного уровня «младший специалист» в сфере профессионального образования. Что же касается науки, то в последнее время она все активнее развивается в университетах, а не только в академических организациях».

Отдельное внимание было уделено индикаторам оценки изменений в системе высшего образования.

По инфмормации пресс-службы, сейчас Министерство преимущественно ориентируется на Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

«Если сегодня Украина в целом занимает позицию очень посредственную — 85-я ступенька, — то высшее образование имеет потенциал, который позволяет быть на 33 месте, и это фактически лучшая позиция Украины в разрезе отраслей. Однако, когда мы начинаем смотреть отдельные показатели образовательной области, то видим, что у нас есть не только ряд сильных позиций, но и ряд очень слабых, в частности, качество школ менеджмента, степень подготовки персонала, обучения по месту работы», — отметил руководитель Департамента высшего образования.

Именно поэтому одной из ключевых задач системы высшего образования является повышение рейтинговых показателей качества менеджмент-образования как минимум на десять позиций, что будет способствовать повышению эффективности управления и экономическому развитию страны.

Кроме этого, по мнению Олега Шарова, упомянутые показатели подтверждают тот факт, что сегодня нужно перезагрузить систему последипломного образования, построить систему признания неформального образования и информального обучения. Однако, эти вопросы, скорее всего, будут рассматриваться уже после принятия нового Закона «Об образовании» и изменения в системе последипломного образования станут одной из главных тем следующего года.

С дополнением доклада выступил также директор Департамента аттестации кадров высшей квалификации и лицензирования МОН Андрей Шевцов.

Итоги обсуждения, в котором смогли принять участие все присутствующие на мероприятии, подвел первый заместитель министра образования и науки Владимир Ковтунец.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн