Необходимо напомнить, что в январе-феврале этого года появились сообщения в СМИ, что Украину ждут серьёзные изменения в подходах к определению понятия и составляющих прожиточного минимума.
Кроме того, для определения сумм пенсий, социальных выплат, единоразовых компенсаций, денежной помощи, которые не являются основным доходом гражданина, а также штрафов и величины административного сбора за предоставление гражданам государственных услуг, могут быть введены понятия базовой величины социальных выплат, базовой величины для денежных платежей и взысканий, а также административных сборов.
Реформа подготовлена Кабинетом Министров Украины. В рамках реформы, Правительством, разработаны 4 законопроекта, а именно:
Несмотря на то, что законопроект № 5045, поступил в Верховную Раду Украины несколько позже других законопроектов, он, по сути, является базовым. Цель разработки законопроекта № 5045 заключается в нахождении и законодательном закреплении единого подхода и методологии расчёта прожиточного минимума, как базовой величины, необходимой для определения размеров социальных гарантий населению.
Главной же, задачей разработки законопроектов № 4670; 4671; 5013, является внесение соответствующих изменений в Налоговый, Бюджетный, Уголовный Кодексы, Кодекс об Административных Правонарушениях и другие Кодексы, а также некоторые законы, такие как Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Планируется, что все вышеперечисленные законопроекты, если они будут приняты, вступят в силу с 1-го января 2022 года.
Поскольку мы довольно подробно сообщали об особенностях базового законопроекта № 5045, а законопроекты № 46701 и 4671, не содержат в себе значительных изменений (кроме замены термина «прожиточный минимум» на термин «базовая величина социальной выплаты»), то хотелось бы подробнее остановиться на особенностях законопроекта № 5013.
Данный законопроект разрабатывался с целью изменения параметров расчёта штрафных санкций за совершение преступлений и административных правонарушений.
Необходимо отметить, что, согласно пояснительной записке к законопроекту, им будет введено понятие базовой величины для денежных платежей и взысканий, в отличие от других базовых величин, которые будет подлежать пересмотру один раз в год, с началом нового бюджетного и календарного года, а именно 1-го января, базовая величина для денежных платежей и взысканий, будет пересматриваться два раза в год.
Такой подход законодателя к определению терминов пересмотра вышеуказанных базовых величин, даёт возможность прогнозировать перманентное существенное увеличение сумм штрафных санкций за совершение уголовных и административных правонарушений.
Предполагается, что, в случае принятия законопроекта № 5013, будут внесены изменения в следующие Кодексы Законов Украины: Уголовный Кодекс; Уголовный Процессуальный Кодекс; Кодекс Украины об Административных Правонарушениях; Кодекс Административного Судопроизводства Украины.
Во всех предложенных законопроектом изменениях, понятие прожиточного минимума, будет заменено понятием базовая величина для денежных платежей и взысканий. И соответственно, расчёты будут производиться, исходя из базовой величины. Так, например, в статью 1726 Кодекс Украины об Административных Правонарушениях, которая устанавливает ответственность за нарушение требований финансового контроля, планируется внести изменение в части параметров, которые дают возможность применения к нарушителю наказания.
Ответственность по вышеуказанной статье КОАП, предусмотрена за представление заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в отношении имущества или иного объекта декларирования, что имеет стоимость. Применить её к нарушителю, можно будет, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 базовых величин для денежных платежей и взысканий.
Также, с уверенностью можно отметить, что наиболее важной особенностью законопроекта № 5013, является повышение порога ущерба, нанесённого коррупционным деянием для того, чтобы гражданину, который предоставил информацию о таком деянии, мола быть выплачена денежная награда. На сегодняшний день, гражданину – обличителю коррупционеров, может быть выплачена награда, если коррупционное деяние, нанесло ущерб государству в размере 5-ти тысяч прожиточных минимумов трудоспособных лиц. Если же законопроект будет принят, то порог такого ущерба, нанесённого государству, будет увеличен с 5-ти тысяч прожиточных минимумов трудоспособных лиц до 6420-ти базовых величин для денежных платежей и взысканий.
Каким же будет размер базовых величин, на сегодняшний день сказать сложно. Об этом, скорее всего, станет известно ближе к новому, 2022 году.
P. S. Касательно изменений в Закон Украины «О судебном сборе». Законопроект № 5045 предусматривает такие изменения (статья 4), однако лишь в части замены понятий прожиточного минимума на базовую величину для административных сборов. На данный момент изменение размеров кратности базовых величин для административных сборов, при оплате судебного сбора не предусмотрено.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.