Какими могут быть последствия передачи банкам функций по выдаче пенсий

12:40, 12 апреля 2021
Передача функций по выдаче пенсий от Укрпочты банковским учреждениям, может негативно повлиять на их получателей – пенсионеров и граждан других льготных категорий.
Какими могут быть последствия передачи банкам функций по выдаче пенсий
Источник фото: socportal.info
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

29.03.2021 года, Кабинет Министров Украины, принял постановление «О дополнительных мерах по организации выплаты и доставки пенсий и денежной помощи по месту фактического проживания получателей в пределах Украины» № 277.

Скорее всего, такое решение правительства появилось не случайно. Судя по всему, принятие постановления № 277, является ответом на намерение Укрпочты, поднять плату за доставку пенсий и других социальных выплат с 1-го апреля 2021 года. Заявление о поднятии тарифов размещено на официальном интернет-портале национального почтового оператора «Укрпочта».

История вопроса

Услуги по доставке пенсий и социальных выплат, национальный почтовый оператор осуществлял безконкурентно, имея монопольное положение на рынке таких услуг. Поднятие тарифов увеличивало бы финансовую нагрузку на государство. Соответственно, правительство, не желая «идти на поводу» у монополиста, разработало и будет внедрять комплекс мер по исправлению ситуации путём введения принципов свободной конкуренции на рынке доставки пенсий и других социальных выплат.

Во-первых, предполагается, проведение специального конкурсного отбора почтовых операторов, которые по его результатам, будут осуществлять доставку гражданам пенсий и других социальных выплат. Организация и проведение конкурса возложена на Пенсионный Фонд Украины. Конкурсный отбор должен быть проведён до 1-го сентября 2021 года. Главное требование к участникам конкурса – возможность обеспечения комплексной безопасности денежных средств, которые будут выплачиваться гражданам в виде пенсий и  других социальных выплат. Кроме того, победители конкурса будут обязаны доставлять пенсии по тарифам, установленным постановлением Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 4 декабря 2019 № 987» № 271 от 29.03.2021 года.

Всего же, согласно данным Единого реестра операторов почтовой связи Украины, публикованным на официальном интернет-портале Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, по состоянию на 31.03.2021 года, в Украине насчитывается 119 предприятий, имеющих право на осуществление деятельности оператора почтовой связи.

До 1-го сентября 2021 года, доставку пенсий и других социальных выплат, продолжит осуществлять «Укрпочта».

Однако, исходя из текста постановления № 277, получается, что адресная доставка пенсий и других социальных выплат, остаётся только для 4-х следующих категорий граждан:

  • людей с инвалидностью I группы,
  • лиц, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе,
  • лиц, достигших 80-летнего возраста,
  • получателей государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и пособия по уходу.

Соответственно, все остальные граждане Украины – получатели пенсий и социальных выплат, для того, чтобы иметь возможность своевременного получения, положенной им выплаты, будут обязаны открыть счёт в уполномоченном банковском учреждении. Открыть банковский счёт для получения пенсии, граждане смогут также до 1-госентября 2021 года.

В случае, если до этого срока, гражданин Украины – получатель пенсии, либо социальных выплат самостоятельно не откроет банковский счёт в уполномоченном банке, такой счёт гражданину будет открыт по заявлению Пенсионного Фонда Украины, или управления социальной защиты населения соответствующего населённого пункта.

Возможные негативные последствия для получателей пенсий

Как мы уже сообщали ранее, в Верховной Раде Украины и на заседании Национального Совета Реформ активно обсуждается законопроект «О платёжных услугах» № 4364 12.11.2020 г. Национальный Банк Украины сообщил, что при подготовке законопроекта ко второму чтению, в него могут быть внесены нормы об ограничении комиссии интерчейндж.

2.03.2021 года, на официальной интернет-странице появился текст совместного Заявления «Ощадбанка», «Приватбанка» та «Райфайзен Банка Аваль». Из заявления следует, что вышеуказанные банковские учреждения не поддерживают такую инициативу Парламента, и предлагают своё видение ситуации.

Суть альтернативного предложения крупнейших банков страны заключается в следующем:

  • введение регулирования осуществления всех платежей в безналичной форме между компаниями / государством / государственными учреждениями с одной стороны и гражданами Украины с другой стороны;
  • отмена требований по бесплатному обслуживанию зарплатных счетов;
  • снижение установленных ограничений по наличным расчетам в торговой сети.

По словам представителей банковского сообщества, такие меры позволят увеличить эффективность и удобство банковских платежей для конечно потребителя.

С одной стороны, с такими предложениями можно согласиться. Безусловно, безналичные расчёты с использованием банковских расчётных карт, существенно снижают риски потери гражданами денежных средств, их кражи, порчи и т.д. С другой стороны, требование по отмене безоплатного обслуживания зарплатных проектов, вызывает массу вопросов.

В совместном заявлении, представители банковских учреждений, не раскрывают, на кого именно будет возложена оплата обслуживания зарплатного проекта – на работодателя, или работника. В любом случае, чтобы не предложили банки, либо работодатель, либо работник понесут вышеуказанные расходы. И, судя по всему, наличие отдельного банковского продукта, такого как, «зарплатный проект» потеряет всяческий смысл. С другой стороны, в условиях не стихающей пандемии COVID-19, организация возврата к получению зарплаты, (например в кассе) на предприятии, представляется весьма проблематичной, особенно для работников работающих надомно, или удалённо, при этом, фактически находящихся в другом населённом пункте.

В качестве примера, можно привести реальную историю, произошедшую на прошлой неделе с одним из граждан, работающих по контракту с иногородней компанией, надомно. Итак, гражданин, работает надомно по контракту. В компании-работодателе, выдача заработной платы работникам, организована в бухгалтерии предприятия. Соответственно, заработную плату для такого работника, получает его непосредственный руководитель (по доверенности) и перечисляет работнику.

У работника имеется две банковские карты, эмитированные одним из крупнейших банков Украины. Одна из них имеет универсальное назначение. С одной стороны, гражданин может пользоваться такой картой, как электронным кошельком, то есть положит на неё личные средства и расплачиваться за покупки товаров, либо обратиться в банк за установлением для карты кредитного лимита. В случае установления для гражданина-держателя карты кредитного лимита, кредитные средства, также будут зачислены на эту же карту, только на другой, привязанный к ней кредитный счёт.

При выдаче карты универсального назначения, работники банка уверяли гражданина, что при пополнении универсальной карты, банковская комиссия за такую операцию, банком не взимается. Однако, по неизвестной причине, менеджер, которая выдавала такую карту, забыла, либо не захотела уточнить, что комиссия за пополнение такой карты денежными средствами не взимается только лишь, если гражданин, лично пополнил такую карту и пользуется ей для расчётов. Если же карту пополняет третье лицо, то комиссия с держателя карты будет удержана. Кроме того, в случае снятия денежных средств с карты, её «счастливый» обладатель, заплатит комиссию ещё раз, за снятие личных средств, при том такая комиссия будет в два раза выше, чем при пополнении карты универсального назначения третьим лицом.

То есть гражданин, работающий на дому, и фактически проживающий в другом населённом пункте, вынужден оплачивать банковскую комиссию из собственных средств. Так как, предприятие не может выдать лицу, которое (по доверенности) получает и фактически переводит работнику заработную плату, денежных средств больше, чем это указанно в контракте, штатном расписании и платёжной ведомости, то, в результате, работник фактически уплачивает банку двойную комиссию за возможность снятия и пользования честно заработанными деньгами.

Однако и это ещё не всё! Наверное, многие читатели вспомнят, что несколько лет тому, политика некоторых украинских банков предполагала массовую выдачу клиентам привилегированных банковских карт. Бонусы, которые предоставляли такие карты клиенту, в разных банковских учреждениях отличались. Однако, главным отличием любой привилегированной банковской карты от обычной, практически всегда и в любом банке, было наличие платы за обслуживание такой карты.

В связи с вышеизложенным, возникает единственный вопрос – не станут ли банковские учреждения Украины, после окончания полномочий Укрпочты по доставке пенсий, и массовыми обращениями к ним пенсионеров за открытием пенсионных карточных счетов, вводить плату за обслуживание банковских карт?

Такой вопрос возник не случайно. На прошлой неделе несколько СМИ сообщили о намерении одного из крупнейших банков страны – Приватбанка, о введении платы за обслуживание банковских карт на уровне 200 гривен в год. Поскольку, выпуск и обслуживание привилегированных карт для пенсионеров в виду незначительного размера пенсий в нашей стране, смысла не имеет, и поскольку такие карты, уже имеют плату за обслуживание, то, речь идёт, скорее всего, об обычных дебетовых банковских картах.

В результате, пенсионеры, могут быть вынуждены, оплачивать стоимость обслуживания банковской карты, необходимой для получения пенсии. И гарантии, что таким путём не пойдут другие банки страны, нет.

Поэтому, судя по всему, пенсионерам, особенно одиноким, придётся самостоятельно принимать нелёгкое решение, в какой банк обратиться за получением банковской карты.

В этом случае остаётся надеяться на порядочность банковских учреждений и высокую компетенцию банковского персонала, способного чётко и понятно донести до получателей пенсий информацию о выгодах и «подводных камнях», той, или иной банковской карты.          

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.          

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси