В сентябре собрание судей Шевченковского районного суда Киева поручило председателю суда обратиться к премьер-министру, министру финансов, комитетам Верховной Рады по поводу тяжелейшей финансовой и кадровой ситуации, в которой оказался один из ключевых судов столицы.
По состоянию на 29 сентября 2021 года в суде из 149 штатных должностей работников аппарата суда заняты лишь 113. Только в июне – сентябре Шевченковский районный суд потерял 18 работников аппарата суда, из них 7 секретарей судебного заседания. При этом за год суд провел 60 конкурсов и доборов для замещения вакансий, но они почти не дали результата. Ключевая проблема невозможности заполнения вакансий состоит в низкой заработной плате, которая предлагается сотрудникам аппарата суда. К примеру, деловод суда может рассчитывать на оклад в размере 4 288 грн., а секретарь судебных заседаний – 4 400 грн. Невысокий оклад даже у помощников судей – всего 9 921 грн. Премии в размере 30% от оклада, а также стимулирующие выплаты за чрезмерную нагрузку и интенсивность работы, которые к тому же платятся нерегулярно, принципиально не решают проблему.
Такое положение дел привело к тому, что не только выпускники юридических факультетов, но даже студенты заочной формы обучения, еще только собирающиеся получать дипломы юристов, перестали воспринимать работу в аппарате суда как возможность получить профессиональный и жизненный опыт.
В Шевченковском суде столицы отмечают, что в настоящее время суд осуществляет правосудие буквально на грани своих возможностей. К нехватке судей (право на осуществление правосудия имеют только 28 судей из 35) в любой момент может добавиться коллапс в работе аппарата суда. Между тем, в Государственной судебной администрации уже предупредили, что в финансовом отношении 2022 год для местных общих судов вряд ли будет лучше, чем 2021 год.
Что происходит прямо сейчас с одним из ключевых судов страны и что его может ждать уже завтра, «Судебно-юридической газете» рассказала руководитель аппарата Шевченковского райсуда Киева Алина Зборщик.
Юридическую общественность в некотором смысле потрясло решение собрания судей суда обратиться к исполнительной и законодательной ветвям власти по поводу ситуации, в которой оказался Шевченковский районный суд. Неужели все действительно настолько плохо?
Ситуация с финансированием и кадровым обеспечением суда близка к точке невозврата. Люди из аппарата увольняются, новые сотрудники или не приходят вообще, или надолго не задерживаются в суде. Постоянно возникают локальные кадровые кризисы. Например, ко мне приходит секретарь судебного заседания и говорит о том, что он решил уволиться из-за того, что его не устраивает заработная плата. Все, что я могу сделать в данной ситуации, – это или попросить секретаря доработать, например, до конца месяца и попытаться за это время найти сотрудника на вакантную должность, или направить секретаря судебного заседания, закрепленного за другим судьей, просто сходить в заседание к судье, оставшейся без секретаря, чтобы избежать негативных последствий в виде снятия дел с рассмотрения. Фактически на данный момент двое судей нашего суда не имеют постоянного секретаря судебного заседания - с ними в процесс выходят секретари, закрепленные за другими судьями, которые временно находятся в отпуске или на больничном. Еще у троих судей секретари судебного заседания увольняются в первых числах октября, о чем за две недели они уведомили руководство суда. При этом нужно понимать, что отсутствие в процессе секретаря судебного заседания в обязательном порядке влечет за собой снятие дела с рассмотрения, что существенно нарушает права граждан на доступ к правосудию.
Взамен уволившихся сотрудников никто не приходит?
В настоящее время суду практически нечем заинтересовать молодых юристов. В аппарате суда сейчас работает достаточно много или студентов заочной формы обучения, или недавних выпускников юридических факультетов и даже колледжей. Многие из них живут в общежитиях, а также вынуждены арендовать жилье. С таким уровнем заработной платы как сейчас, суду нечего предложить начинающим юристам, кроме как возможность получения опыта работы. Но работы в суде катастрофически много, поэтому работать приходится и после окончания рабочего дня (порой даже до глубокой ночи), и даже по выходным. В 2021 году на рассмотрении Шевченковского райсуда Киева находилось или все еще находится почти 50 тыс. дел. Далеко не все люди способны долго работать в таких условиях за очень небольшие, тем более для столицы, деньги. В этом году мы объявляли десятки конкурсов на разные должности в аппарате суда, но люди либо вообще не подают документы на конкурсы, либо же дальше кратковременной, кстати, неоплачиваемой стажировки, дело, как правило, не идет.
Фото. Аппарат суда работает с огромной нагрузкой.
Много ли работников аппарата суда работают на контрактной основе, то есть без постоянного трудоустройства?
Как известно, после введения в 2020 году карантинных ограничений некоторое время проведение конкурсов было невозможным. Поэтому в прошлом году в аппараты судов на должности государственных служащих новые сотрудники принимались на контрактной основе. По контракту у нас работает больше 60% секретарей судебного заседания. В декабре 2021 года, то есть менее чем через три месяца, сроки действия контрактов у них истекают. Что будет после этого, мне даже сложно представить.
Но, возможно, хотя бы часть секретарей захочет остаться в суде?
Возможно. Но возникает другая проблема. Дело в том, что госслужащие, к которым относится большая часть работников аппарата суда (кроме помощников судей и работников, которые исполняют функции по обслуживанию), для того, чтобы успешно пройти конкурс и приступить к работе, должны еще получить сертификат о свободном владении украинским языком. Но дело в том, что в Киеве и области образовалась огромная очередь из желающих сдать экзамен по украинскому языку и быстро получить сертификат о владении государственным языком не получается. Для того чтобы получить соответствующие сертификаты, сотрудники аппарата суда вынуждены за свой счет ездить в другие областные центры для сдачи экзаменов. Таким образом, даже работники аппарата, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе на контрактной основе, длительное время не могут подать документы на конкурс и приступить к выполнению своих обязанностей. Отдельной проблемой являются ситуации, когда сотрудник не добирает, например, одного-двух баллов во время экзамена, а пересдать экзамен можно не ранее, чем через четыре месяца.
Какой, по Вашему мнению, должна быть заработная плата работника аппарата суда, чтобы он захотел работать в суде?
Считаю, что голый оклад работника суда, например, секретаря судебного заседания, в настоящее время должен быть не меньше чем 20 тыс. грн. А премии, которые в соответствии с действующим законодательством не могут превышать 30% от оклада, должны платиться не для того, чтобы «добить» зарплату до определенной суммы, а исключительно для поощрения действительно отличившихся сотрудников аппарата суда. При этом для того, чтобы реально понимать, сколько получают те или иные работники аппарата суда, оклады должны сравниваться только с учетом конкретных должностей работников аппарата суда. Практика подсчета «средних зарплат», о которых часто говорят в Государственной судебной администрации, должна уйти в прошлое. Это неправильно, когда берут заработную плату работника канцелярии суда и заработную плату руководителя аппарата суда и выводят среднюю цифру. Как пример, неоднократные заявления руководителей ГСА о том, что в местных судах средняя зарплата составляет более 11 тыс. грн, являются явным преувеличением. В реальности, с максимально возможной премией в размере 30% от оклада, а также со всеми стимулирующими выплатами деловод суда получает ежемесячно не более 6 600 грн, секретарь судебного заседания – 7 500 грн, главный специалист – 8 800 грн, а помощник судьи – 11 800 грн. Это, конечно же, является недостаточной оплатой труда для квалифицированных специалистов, которые исполняют свои обязанности в условиях критической загруженности суда.
Фото. Неотправленная из-за отсутствия марок корреспонденция суда.
Так понимаю, кадровыми потерями проблемы Шевченковского суда не исчерпываются?
Проблем очень много и в текущих финансовых реалиях большинство из них представляются практически нерешаемыми. Например, суду катастрофически не хватает марок для почтовых отправлений. Нам их выделяют, но в недостаточном количестве. Это приводит к тому, что в суде постепенно накапливается целая гора не отправленной участникам судебных процессов корреспонденции. Когда в суде точно появятся марки – не знает никто. Это значит, что у суда нет надлежащей возможности уведомлять стороны о рассмотрении дел и высылать необходимые документы. Мы стараемся информировать участников судебных процессов путем направления документов посредством электронной почты или же просто обзваниваем граждан по телефону. Но это не всегда помогает.
В 9-этажное здание на ул. Дегтяревская 31А Шевченковский районный суд Киева переехал в 2017 году после капитального ремонта здания. Удовлетворяет ли это здание коллектив суда?
В целом, здание позволяет разместить судей, работников аппарата суда, сотрудников конвойной службы и Службы судебной охраны. Обеспечены также условия для работы адвокатов и прокуроров. Однако проблема в том, что в 2017 году ремонт в здании не был завершен – несколько этажей здания до сих пор стоят без ремонта. Подвальные помещения суда также находятся в удручающем виде – там остались старые коммуникации, что периодически приводит к подтоплению подвала суда. Кроме того, ремонт здания подрядчиками, которые выиграли тендер, проведенный Территориальным управлением Государственной судебной администрации в Киеве, производился достаточно своеобразно. Например, в одном из залов судебных заседаний почему-то не были установлены батареи, что сделало невозможным его эксплуатацию в холодное время года. Кроме того, в части здания суда протекла крыша, вследствие чего теперь там нужно делать новый ремонт.
Фото. Здание Шевченковского райсуда нуждается в ремонте крыши.
Как складываются отношения суда с территориальным управлением ГСА в Киеве?
Достаточно непросто. Фактически, помощи ТУ ГСА мы не получаем. Ответ на наши запросы практически всегда один – «нет средств». Наш суд даже проблему вакцинации судей и аппарата суда в условиях эпидемии коронавируса решал самостоятельно, не дожидаясь, пока в ТУ ГСА составят списки желающих вакцинироваться.
Как Вы относитесь к идее передачи полномочий ТУ ГСА в местные суды в рамках предложений по оптимизации работы Государственной судебной администрации?
В целом, положительно. Думаю, что многие проблемы суда мы смогли бы решать значительно быстрее и эффективнее. Хотя опять же, для того, чтобы суды могли самостоятельно решать свои проблемы, нужно надлежащее финансирование и включение в штат судов дополнительных специалистов, например, специалистов по проведению тендерных процедур.
Фото. Работы в аппарате суда всегда много.
Внедрение так называемого «электронного суда» могло бы облегчить работу аппарата суда?
В том виде, в котором Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (ЕСИТС) и ее подсистема «Электронный суд» существуют сейчас, они точно не облегчат нам работу. Работа «Электронного суда», по сути, сейчас сводится к тому, что в суд действительно поступают документы в электронном виде, которые незамедлительно регистрируются, но потом работник аппарата их распечатывает на обычном принтере и передает секретарям судебного заседания для формирования дела. То есть, пока все сводится лишь к простой подаче документов электронным способом, но через специальный электронный кабинет. Хорошо, когда от участника процесса приходит несколько листов, но возникает реальная проблема, когда участник процесса присылает документы на 700 листов. Тогда по всему суду начинаются поиски запасов бумаги для того, чтобы эти документы распечатать. При этом, хочу обратить внимание на то, что необходимость распечатывания документов, которые приходят в суд через подсистему «Электронный суд», и перевода их в бумажный вариант для формирования дела, обусловлена, в первую очередь, отсутствием надлежащего технического оснащения, а также технической возможности рассматривать дело в соответствии с процессуальным законодательством полностью в электронной форме.
Существует ли, на Ваш взгляд, хотя бы отдаленная перспектива полного перевода судопроизводства в электронный вид?
С учетом того, как обстоит дело сейчас, я такой перспективы не вижу. Нужно очень многое менять и усовершенствовать, чтоб полноценный «Электронный суд» стал реальностью. Например, нуждается либо в глубокой модернизации, либо полной замене на другой продукт, программа документооборота общих судов «Д-3». Часто она работает некорректно и медленно обрабатывает данные. При переводе документооборота в электронный вид нагрузки на программу «Д-3» только возрастут и есть большие сомнения, что она будет нормально работать. Но при этом хотелось бы отметить, что Шевченковский районный суд Киева самостоятельно сканирует дела, которые поступают в суд. То есть, с 2019 года дела у нас параллельно существуют как в бумажном, так и в электронном виде.
Что бы Вы лично сказали представителям государственной власти, если бы у Вас появилась такая возможность?
Подводя итог под всем вышесказанным, хочется отметить, что, несмотря на комплекс указанных проблем и препятствий, коллектив Шевченковского районного суда г. Киева прилагает максимум возможных и невозможных усилий для того, чтобы максимально обеспечить гражданам Украины и юридическим лицам доступ к правосудию. Но, к сожалению, таких усилий зачастую оказывается недостаточно в связи с тем, что, по моему мнению, органы законодательной и исполнительной ветвей власти на данное время не в полной мере адекватно оценивают значение судебной системы в целом как одного из важнейших институтов государственности.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.