Минфин: потери бюджета Украины составляют около 2 млрд грн в день, инфраструктурные потери за месяц войны предварительно составили 119 млрд долларов

07:15, 7 апреля 2022
Министр финансов Сергей Марченко: Украина теряет 60 млн евро бюджета за один день войны, а инфраструктурные потери за месяц составляли 4,25 млрд долларов в день.
Минфин: потери бюджета Украины составляют около 2 млрд грн в день, инфраструктурные потери за месяц войны предварительно составили 119 млрд долларов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Министр финансов Украины Сергей Марченко выступил с речью на заседании Совета ЕС по экономическим и финансовым вопросам (ЭКОФИН). По его словам, потери бюджета Украины составляют около 2 млрд грн в день, инфраструктурные потери за месяц войны предварительно составляли 119 млрд. долларов.

«Мой фронт – финансовый. Мы видим, что в США, Европе, на Ближнем Востоке и Азии реакция на войну имеет трансформационное влияние на геополитику, глобальное управление и мировую экономику.

Традиционные отношения и альянсы сейчас подвергаются испытанию, а в некоторых случаях и разрушению.

Как и на военном фронте, мы выдержали тяжелый удар (боюсь, первый, но не последний) на экономическом и финансовом фронтах, но ситуация остается сложной.

Утраты, вызванные войной, катастрофические. Российские оккупанты продолжают разрушать не только военные объекты, но и транспортную, энергетическую и промышленную инфраструктуру, построенную поколениями украинцев.

Практически полностью уничтожены одни из крупнейших промышленных предприятий – заводы Азовсталь и имени Ильича. Последний был выстроен в конце 19 века и пережил Вторую мировую войну. Многие предприятия приостановили свою деятельность либо из-за военной угрозы, либо из-за блокирования доступа к рынкам сбыта или сырья.

По предварительным оценкам около 30% компаний полностью прекратили свою деятельность, 45% сократили производство.

По оценкам Министерства финансов, потери бюджета составляют около 2 млрд гривен (т. е. 60 млн евро) в день.

Инфраструктурные потери за месяц войны составили 119 млрд долларов. Это 4,25 млрд долларов в день.

Если учесть военные потери, увеличение военных и социальных расходов, программы поддержки населения, потери экономики и бизнеса – это сотни миллиардов долларов США», – отметил он.

«Боевые действия ведутся на территории, на которую приходится почти три четверти ВВП Украины, и на которой до войны было занято около 10 млн человек – а это 63,5% занятого населения.

Российская агрессия повлекла за собой экономические потери не только для Украины, но и будет иметь последствия без преувеличения для всего мира. Уже сейчас мы наблюдаем дестабилизацию на мировом и европейском энергетических рынках, очередной всплеск инфляции, остановку европейских предприятий из-за нарушения цепей поставок из Украины.

Европейский центральный банк, на основании первых оценок последствий войны, уже снизил прогнозы Еврозоны на этот год с 4,2% до 3,7%.

В то же время прогноз инфляции на текущий год ухудшился с 3,2% до 5,1%. Конечно, это лишь первые корректировки прогнозов, и существует высокий риск ухудшения прогнозов в будущем.

Каждый день войны приводит к значительным потерям экономики ЕС и, соответственно, ухудшению уровня жизни каждого гражданина ЕС, в частности, из-за разрушения цепей поставок, одного из крупнейших миграционных кризисов со времен Второй мировой войны и ухудшения ожиданий экономических агентов.

По оценкам экспертов, косвенные потери Европы от войны России в Украине выше, чем прямые экономические потери от введения эмбарго на российские нефть и газ.

Поэтому покупка российских энергоресурсов – это не только финансирование убийства тысяч наших граждан, но и финансирование экономических потерь и ухудшение уровня жизни граждан ЕС. Особенно учитывая имеющиеся возможности по переориентации путей поставки из стран Ближнего востока, США и Канады, а также внедрение мер по энергоэффективности.

Чем дольше продолжается агрессия России в Украине, тем больше экономических последствий для Европы и всего мира.

Украина занимает первое место в мире по экспорту растительного масла. Второе – по экспорту ячменя и рапса. Третье – по экспорту ржи. Украина обеспечивает около 10% мировых поставок зерна. По оценкам экспертов, 400 миллионов человек в мире зависят от поставок украинского зерна.

Если мы не проведем успешную посевную кампанию до начала мая, миру угрожает глобальная продовольственная катастрофа.

Уже сейчас эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) прогнозируют рост мировых цен на продукты питания и корма более чем на 20% из-за войны в Украине.

Но, несмотря на масштабные разрушения нашей экономики, благодаря запасу финансовой прочности, накопленному за годы между активными фазами российской атаки на Украину, помощи международных партнеров и своевременных действий Президента, Правительства и НБУ, уже сейчас можем наблюдать постепенное восстановление экономической активности.

Многие предприятия подали заявки на переселение.

Посевная в Украине была начата в 20 регионах Украины. Ожидается, что посевную можно провести на 6 миллионов гектаров земель. Это 80% от площади, которая была засеяна в прошлом году.

Правительство в разрабатывает план восстановления Украины, который станет основой комплекса мероприятий во всех областях. Военное положение и посткризисное восстановление требуют новых подходов к бюджетной, долговой, налоговой и таможенной политике. Сохранение стабильности государственных денег и денежной системы в целом остается серьезной задачей.

Мы рассчитываем на вашу поддержку не только в военное время, но и помощь в восстановлении страны после победы.

---

Как Министр финансов, прежде всего, я должен думать о сохранении нашей финансовой системы.

2022 год должен был стать годом умножения нашего успеха, учитывая наши результаты в 2021 году. Если бы не война.

Однако во время войны нам удается сохранить функциональность украинской финансовой системы, сохранить и увеличить приоритетные бюджетные расходы, обеспечив при этом все необходимые платежи.

Очевидно, что поступления в бюджет резко сократились, поскольку экономическая деятельность была серьезно подорвана.

Несмотря на военное положение, Правительство обеспечивает своевременную выплату пенсий и социальной помощи, а также зарплат, которые выплачиваются за счет бюджета, например работникам секторов здравоохранения и образования.

Нам сложно правильно оценить, насколько увеличился фискальный разрыв сейчас, но разрыв серьезно растет с каждым днем ​​войны.

Мы делаем все шаги, чтобы максимально сократить его.

Во-первых, за счет наибольшего использования льготного финансирования. ЕС в этом играет одну из решающих ролей. В частности, я говорю об оперативном решении о создании новой экстренной программы макрофинансовой помощи (МФД) для нашей страны в размере 1,2 млрд евро и выделении первого транша в размере 600 млн евро в столь короткие сроки. И здесь я хотел бы отдельно поблагодарить коллег из ЕС за то, что это стало возможным.

Во-вторых, мы стараемся обеспечить коммерческое финансирование. Когда началась полномасштабная война, мы приняли решение о выпуске военных облигаций, за этот период мы уже привлекли более 1 млрд долларов на пяти аукционах.

Большинство из вас здесь – финансисты. Вы хорошо меня поймете. Учитывая все, что я сказал, мы должны реализовывать более активные действия по сбору средств.

Мы должны быть сознательными.

У нас, безусловно, всегда есть возможность просто напечатать деньги. Я буду откровенен с вами – это последний вариант, к которому я обращусь. После того, как мы победим в войне, нам нужно будет решить целый ряд проблем, и я бы не стал добавлять к ним борьбу с гиперинфляцией.

Кроме того, мы помним, что сокращение ВВП с увеличением коэффициента задолженности может привести к неустойчивому уровню долга, чего я не могу допустить.

Исходя из этого, наиболее объективно верное решение заключается в привлечении быстрого льготного финансирования и грантов.

Форма грантов для нас сейчас гораздо более важна, поскольку позволяет получить быстрый доступ к ликвидности без увеличения объема долга.

Кроме того, все мы понимаем, что после войны нам нужно будет финансирование для восстановления страны.

Поэтому для нас будет лучше, если сейчас мы будем получать больше грантов, а не кредитов, чтобы мы могли выделять большую часть бюджета не на обслуживание долга, а на восстановление Украины.

---

Какие инструменты уже существуют для увеличения поддержки?

ЕС. Украина была бы благодарна ЕС за создание отдельного многолетнего фонда для поддержки Украины как в форме кредитов, так и грантов, или если это окажется проще, предоставление Украине права на получение средств из фонда ЕС The Next Generation EU.

Трастовой фонд Всемирного банка. Как быстрый способ финансовой поддержки Украины в краткосрочной перспективе, мы просим рассмотреть существующий механизм Мультидонорского трастового фонда, который был создан для направления грантовых взносов стран-партнеров в поддержку DPL Всемирного банка. Любая страна может присоединиться к этому механизму, и некоторые присутствующие здесь уже сделали это.

Механизм перераспределения специальных прав заимствований (СПЗ) стран-членов МВФ в пользу Украины. Мы предложили создать инициативу в виде фонда – счета администрированного МВФ, на который страны-члены МВФ смогут направлять часть своих финансовых ресурсов, в том числе в форме СДР для Украины, с целью обеспечения дополнительного финансирования к финансированию МВФ. Выделение даже незначительной части суммы СДР, которой владеет каждая из стран, будет иметь для нас большое значение. Канада и лично Христя Фриланд взяла лидерство по этой инициативе совместно с МВФ и странами-партнерами.

Это те международные инструменты, которые мы обсуждаем с разными партнерами. Я буду благодарен, если каждое из ваших правительств рассмотрит их.

---

Уважаемые коллеги, сейчас я бы хотел обратиться не как Министр финансов Украины, а как гражданин Украины.

Украинское правительство, и я лично, благодарны за массивный пакет экономических санкций, принятых вашими правительствами, Европейским Союзом.

Эти санкции были преимущественно направлены на то, чтобы прекратить вливание российских денег в эту войну и изолировать экономику России, они носят многосторонний характер и направлены на разные секторы.

Тем не менее, мы все являемся свидетелями того, что фактическая имплементация санкций происходила разными темпами и с разной направленностью, в зависимости, среди прочего, от экономических и политических отношений каждой конкретной страны с Россией.

Но после того, что мир увидел в Киевской области (я уверен, вы все видели эти ужасные фотографии, эти кадры из города Буча, эти массовые зверства – и это только один из многочисленных эпизодов, которые уже есть в Ирпене, Мариуполе, Харькове и других городах), я могу сказать вам, что этих санкций, введенных против России, недостаточно.

Позвольте быть прямолинейным – это геноцид украинского народа.

Мы видим, что у России нет никаких проблем с тем, чтобы быть достаточно амбициозными в убийстве нашего народа.

Поэтому, я думаю, у стран ЕС не должно быть проблем с тем, чтобы быть достаточно амбициозными во введении дополнительных более жестких санкций против России, даже если это отразится на благосостоянии этих стран.

Здесь нет серой зоны, нет альтернативного решения или компромисса – только честная жесткая позиция.

---

Уважаемые коллеги, здесь я подошел к своему последнему тезису.

Сегодня 41-й день войны.

Мы, украинцы, начали сегодняшнее утро с минуты молчания – в знак скорби за убитыми, замученными до смерти, изнасилованными, сожженными, разбомбленными Россией. Я призываю каждого из вас поддержать Украину, чтобы завтра после минуты молчания мы могли сделать глубокий вдох и со всей силой победить в этой войне», - отметил он.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВа также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Оксана Куриленко
    Оксана Куриленко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Чаплицький
    Віктор Чаплицький
    суддя Київського районного суду м. Одеси