Верховная Рада планирует сузить некоторые гарантии социальной защиты безработных

16:19, 4 августа 2022
Парламент принял за основу законопроект Галины Третьяковой, которым меняются условия выплаты пособия по безработице, в том числе для внутренне перемещенных лиц: увеличен необходимый для выплат страховой стаж, уменьшен размер пособия.
Верховная Рада планирует сузить некоторые гарантии социальной защиты безработных
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

29 июля Верховная Рада Украины приняла в первом чтении и сократила срок подготовки ко второму чтению законопроект авторства Галины Третьяковой о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании службы занятости, социальном страховании на случай безработицы, содействии продуктивной занятости населения, в том числе молодежи, и внедрении новых активных программ на рынке труда №6067 (доработан) от 21.07.2022.

Указанный проект является доработанным Комитетом Верховной Рады по социальной политике вариантом поданного Кабинетом Министров одноименного проекта №6067 от 16.09.2021, который по результатам рассмотрения в Верховной Раде 08.07.2022 был передан на повторное первое чтение.

Главное научно-экспертное управление ВР высказало замечания к проекту.

«Прежде всего, обращаем внимание, что в соответствии с содержанием отдельных положений проекта их реализация может привести к уменьшению уровня социальной защиты застрахованных лиц в случае наступления безработицы, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 22 Конституции Украины, согласно которой «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод».

В частности, это касается следующих положений проекта:

  • изменений в абз. 1 ч. 1 ст. 22 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – Закон), которыми увеличивается минимальный страховой стаж, необходимый для получения права на пособие по безработице, с 6 до 7 месяцев в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации лица как безработного;
  • новой редакции ч. 2 ст. 22 Закона, в которой предлагается установить продолжительность выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа 180, 210, 240, 270, 300, 330 и 360 календарных дней, тогда как согласно действующей редакции ч. 4 ст. 22 Закона общая продолжительность выплаты пособия по безработице составляет 360 календарных дней в течение двух лет. Это же касается и пособия по безработице для молодежи, которая окончила или прекратила обучение в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и нуждается в содействии в трудоустройстве на первое рабочее место, а также для внутренне перемещенных лиц, не имеющих документов, необходимых для предоставления статуса безработного, продолжительность выплаты которой сокращается вдвое со 180 (действующая ч. 4 ст. 22 Закона) до 90 (новая редакция ч. 3 ст. 22 Закона) календарных дней;
  • в изменениях в ч. 1 ст. 23 Закона предлагается увеличить страховой стаж для исчисления размера пособия по безработице, а также уменьшить выплату пособия по безработице в течение второй половины срока его выплаты.

Таким образом, если согласно действующей редакции указанной части ст. 23 Закона застрахованному лицу, чтобы получить пособие по безработице в размере 70 процентов его средней заработной платы, необходимо более 10 лет страхового стажа, то в новой его редакции устанавливается, что для получения пособия по безработице в указанном выше размере застрахованному лицу необходимо иметь страховой стаж от 18 до 24 лет. Кроме того, размер пособия по безработице по истечении первых 90 календарных дней его выплаты предлагается уменьшить с 70 до 50 процентов.

Также ГНЕУ обращает внимание, что остаются непонятными причины внесения некоторых важных изменений в законодательство, что значительно усложняет как их анализ, так и анализ последствий их реализации.

«В частности, речь идет об исключении из законодательства положения по квотированию рабочих мест как дополнительной меры содействия в трудоустройстве гражданам, которым сложно на равных условиях конкурировать на рынке труда (исключение из КЗоТ ст. 196; из ст. 14 Закона Украины «О занятости» – ч ч. 2, 3, а из его статьи 53 – ч. 2), что, по нашему мнению, может негативно сказаться на уровне социальной защиты указанных категорий граждан», - отметили эксперты.

Также законодатель желает предусмотреть, что на период карантина и/или чрезвычайной ситуации, и/или чрезвычайного положения Кабинет Министров Украины определяет особенности:

  • посещения зданий (помещений, сооружений), где размещаются территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции;
  • учета требований к наличию подходящей работы при предоставлении статуса зарегистрированного безработного;
  • порядка регистрации, перерегистрации безработных.

«В данном контексте следует отметить, что в предложенном виде указанные особенности не выглядят обоснованными, поскольку остается непонятным, для чего они вводятся», - отметили в ГНЭУ.

Ниже приводим сравнительную таблицу.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Автор: Наталья Мамченко

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Приступа
    Дмитро Приступа
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області