В сентябре 2023 года заказчик строительства обратился в суд с иском к Управлению градостроительства и архитектуры исполнительного комитета Ровенского городского совета о признании противоправным отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений. Основанием для иска стал отказ Управления, мотивированный несоответствием целевого назначения земельного участка (код 02.03 Классификатора видов целевого назначения земельных участков – для строительства многоквартирного жилого дома) требованиям для строительства паркинга (код 02.09 Классификатора видов целевого назначения земельных участков – для строительства и обслуживания паркингов и автостоянок).
Ровенский окружной административный суд решением от 6 февраля 2024 года удовлетворил иск, исходя из того, что объект «подземный паркинг» соответствует коду 1242.2 («Гаражи подземные») по ДК 018-2000, а не коду 1242.3 («Стоянки автомобильные крытые»), при этом отказ Управления не является обоснованным и не соответствовал требованиям Закона Украины от 17 февраля 2011 года № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности», поскольку истец подал все необходимые документы.
Восьмой апелляционный административный суд постановлением от 15 октября 2024 года отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. Апелляционный суд посчитал, что целевое назначение земельного участка (код 02.03 Классификатора) не соответствует требованиям для строительства паркинга (код 02.09 Классификатора), а заказчик строительства не предоставил правоустанавливающий документ с соответствующим измененным целевым назначением.
Верховный Суд постановлением от 11 марта 2025 года отменил постановление Восьмого апелляционного административного суда от 15 октября 2024 года и оставил в силе решение Ровенского окружного административного суда от 06 февраля 2024 года.
Суд кассационной инстанции подчеркнул, что пункты 15, 23, 27-1 Порядка ведения Единой государственной электронной системы в сфере строительства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июня 2021 года № 681, определяют автоматический анализ данных электронной системой, внесенных в заявление; сравнение их с градостроительной документацией и другими информационными ресурсами, обеспечивая раннее выявление несоответствий.
При этом «в случае выявления несоответствия целевого и функционального назначения... формирование заявления о предоставлении градостроительных условий и ограничений... блокируется без участия регистратора» (пункт 71 постановления).
Таким образом, если электронная система допустила подачу заявления, то проверка соответствия целевого и функционального назначения земельного участка прошла успешно и не может быть основанием для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений.
Верховный Суд также отметил, что изменение вида использования земельного участка в пределах одной категории (жилой и общественной застройки) не является изменением целевого назначения и не требует дополнительных процедур, таких как разработка проекта землеустройства в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Украины. Поэтому изменение кода 02.03 Классификатора (строительство жилого дома) на код 02.09 Классификатора (строительство паркингов) не требовало от истца предоставления дополнительных документов.
Подытоживая изложенное, Верховный Суд пришел к выводу, что:
Постановление Верховного Суда от 11 марта 2025 года по делу №460/22384/23 (административное производство № К/990/44317/24).
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.