Воздушные ямы дешевых авиаперелетов. Чем может обернуться ?приятная? цена услуг low-cost и как возместить убытки

14:47, 4 октября 2010
Газета: 56
Вот и кончилось лето, а за ним уже подходит к концу и бархатный сезон, что значит – пора подводить...
Воздушные ямы дешевых авиаперелетов. Чем может обернуться ?приятная? цена услуг low-cost и как возместить убытки
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Вот и кончилось лето, а за ним уже подходит к концу и бархатный сезон, что значит – пора подводить итоги проведенного отпуска. Многие именно сейчас делают выводы на будущее – стоит ли обращаться к тем или иным турфирмам, летать определенной авиакомпанией в будущем. «Судебно-юридическая газета» решила помочь вам проанализировать качество услуг компаний-авиаперевозчиков, позиционирующих свой сервис, как «удобный и доступный», а также мы расскажем о том, как защитить свои права, если вдруг ваш отдых пошел не по плану.

 

Качество услуг не зависит от их стоимости

В продвинутой Европе уже давно существует целая ниша услуг low-cost, которые по-нашему принято называть «малобюджетными». Это такой рынок услуг, который предлагает вроде бы тот же товар, что и другие, только при более низких ценах и, соответственно, при потере качества. Однако на Западе эта потеря сведена к минимуму, и то, что там предлагается в качестве услуг low-cost, у нас вполне может сойти за сносное предложение, которое продается по среднестатистической цене на рынке. Именно поэтому многие европейцы активно пользуются подобными услугами, при этом из причиненных «неудобств» у них может пострадать только репутация – как человека, использующего дешевый сервис.

Не так давно в Украину пришла уже привычная для запада услуга low-cost: теперь на рынке авиаперелетов среди практически однородной ценовой политики ярко выделяется новый бизнес-игрок с ценами, которые «приятно удивляют». Так, в 2008 году отечественное воздушное пространство решил покорить новый и пока единственный на нашем пространстве low-cost перевозчик из Венгрии Wizz Air. В первый год работы компании всех просто повергла в шок ценовая политика компании – на самолете оказалось летать в два раза дешевле, чем ездить поездом! Правда, со временем, начали всплывать подводные камни предоставления услуг low-cost по-украински.

Оказалось, что дешевая стоимость билетов предлагается только для наиболее организованных туристов – тех людей, которые планируют отпуск за несколько месяцев и покупают авиабилеты не меньше чем за полгода до вылета. Тем же лицам, у которых необходимость и возможность совершить авиаперелет возникла за неделю или несколько дней до отправления, никаких финансовых выгод малобюджетный сервис не несет. Со временем услуги перелета с Wizz Air хоть и подорожали в разы, но по-прежнему остаются самыми дешевыми на нашем рынке. Правда, со временем в прессе стали все чаще появляться негативные отклики опробовавших «дешевый» сервис. На некоторые из них можно только развести руками, дескать, low-cost – он и в Африке low-cost. Но есть и такие примеры, в которых авиаперевозчики грубо нарушают права клиентов, гарантированные законом.

 

Извините, вам здесь не место…

Если компания-перевозчик не выполняет условия договора, которые отнесены к ее обязательствам законом и соглашением с клиентом, не поможет даже низкая цена.

Так, например, в прошлом году low-cost компания Wizz Air поступила со своими пассажирами совершенно непредвиденным образом. 18 декабря 2009 года в аэропорту Лондона Luton пассажиров на Киев выгоняли из самолета с помощью полиции, собак и газовых спецсредств. Вместо украинцев авиакомпания посадила на борт пассажиров, летящих в Познань, а нашим соотечественникам был предложен рейс, летящий аж через 10 дней. На все требования брошенных в чужой стране пассажиров о том, что им необходимо либо предоставить как можно быстрее свободный борт на Киев, либо оплатить гостиницу и проживание в Лондоне, пока компания, наконец, не сможет выполнить свои обязательства перед клиентами, представители Wizz Air лишь разводили руками и говорили, что ничем помочь не могут.

В итоге люди вынуждены были тратить свои кровные на «непредвиденный отдых» в Лондоне, либо покупать билеты другой авиакомпании, а у кого не оставалось денег после отпуска – просто спали в аэропорту, дожидаясь очередного борта Wizz Air. И это не говоря о том, что у многих уже закончился срок действия визы, и их перестали выпускать из страны, после чего вопросы пришлось решать через консульство Украины. Прямо скажем, ситуация не из лучших. Более того, и на протяжении текущего года среди отзывов клиентов Wizz Air были упоминания, что их рейс без предупреждения переносят, меняют время и дату перелетов, а компенсацию не предоставляют.

 

Как защитить свое право пассажира

Конечно, от таких ситуаций никто не застрахован, но каждому потребителю авиауслуг необходимо знать свои права и то, как их можно защитить. В Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденных Приказом ?216 Министерства транспорта и связи 23.04.2010 г. (далее — Правила) указано: «Перевозчик имеет право отказать в перевозке на любом этапе, аннулировать бронирование или снять пассажира с борта воздушного судна, если такое действие необходимо: в связи с необходимостью выполнения действующих законов страны отправления, прибытия или транзита; для обеспечения требований государственных органов Украины (Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины), пограничных, таможенных, санитарно-карантинных, ветеринарных, фитосанитарных органов и т.д.» (п 1 раздела XII Правил). Это значит, что при плохих погодных условиях или иных ситуациях, в которых законами страны отправления запрещен вылет воздушного судна, перевозчик имеет право отказать вам в перелете. Однако этими же правилами установлено, что если в таком случае компания отказывает в перевозке, то она обязана вернуть уплаченные вами средства (п. 3 главы XII Правил).

Кроме того, в соответствии со ст. 906 Гражданского кодекса, убытки, причиненные исполнителем договора об оказании услуг (в нашем случае — авиакомпанией) подлежат возмещению в полном объеме. Поэтому если вам вдруг пришлось задержаться в стране отправления по вине перевозчика (отмена или задержка рейса), то он обязан возместить все ваши дополнительные расходы. В данной ситуации, к примеру, пассажир, который купил билет на рейс другой авиакомпании либо остался жить в лондонской гостинице до того момента, пока Wizz Air предоставит ему свой борт, может возместить свои расходы в принудительном порядке через суд. При этом главное — иметь на руках доказательства своих расходов: билеты, квитанции, чеки на покупку питания и т.д.

Если же у пассажира закончились деньги и он не смог оплатить себе отель, а остался ночевать на вокзале до поры до времени, то в таком случае можно требовать возмещения морального вреда, сославшись на то, что эти события повлекли за собой нарушение душевного спокойствия, комфорта и здоровья человека (при этом обязательно следует предоставить справки о приобретении лекарств и заключение психолога о том, что вы действительно пережили душевные страдания от ночевок в аэропорту). К судебному возмещению можно также отнести убытки и упущенную выгоду за время своего нахождения в другой стране, т.к. согласно билету вы планировали заключение деловых договоров (которые, к примеру, могли сорваться из-за вашего отсутствия), либо вы потеряли в заработной плате за эти дни, либо вас вообще (не дай Бог) уволили с работы. Обо всех этих событиях следует сказать в исковом заявлении и подтвердить документально при дальнейшем обращении в суд.

Важно, чтобы по прибытии на родину вы не спускали это с рук провинившейся компании, ведь если виновников не привлекать к ответственности, то нас еще долго будут пичкать посредственными услугами. После приезда первым делом, стоит обратиться с письменной претензией к самому авиаперевозчику и потребовать от него возмещения убытков или такой же письменный отказ в случае его несговорчивости. Затем собираем все необходимые документы, доказательства, подтверждения своих слов — и в суд. Не забудьте учесть моральный ущерб, его хоть и уменьшают при вынесении решения в суде, зато хоть какую-то компенсацию за свои страдания вы получите. Также, кроме судебного разбирательства, можно использовать и другие способы «влияния» на провинившегося перевозчика. Например, можно направить жалобу в лицензионный орган, который контролирует деятельность всех авиаперевозчиков и проверяет их работу на соответствие требованиям законодательства и лицензионным условиям. В Украине сейчас это подразделение Минтранса – Государственная авиационная администрация.

Алена Михайленко,

«Судебно-юридическая газета»

Инфосправка

Вокруг света за 80 гривен?

Безусловно, пользуясь услугами low cost авиаперевозчиков, вы заранее отдаете себе отчет в том, что качество может быть хуже. «Зато сэкономлю приличные деньги!» - обнадеживаете вы себя. К сожалению, пословицу «Бесплатный сыр только в мышеловке» еще никто не отменял.

Так, вам сразу нужно будет свыкнуться с мыслью, что заказывать билеты придется заранее. Не за день-два, но за 3-4 месяца. При этом вернуть деньги в случае отказа от поездки, вы не сможете ни при каких условиях!

Далее. Из-за значительных портовых сборов, малобюджетные компании просто физически не могут обеспечить прилет в крупные аэропорты с развитой инфраструктурой. Так что, к «дешевым» билетам обязательно добавьте двойные (если не больше) транспортные расходы.

С багажом тоже не все хорошо. К примеру, тот же Wizz Air долгое время разрешал бесплатно провозить 1 (один!) пакет ручной клади (до 10 кг) и багаж не более 15 кг. Все что свыше, приходилось доплачивать из расчета 1 кг – 78 грн. Сейчас правила более лояльные, однако назвать их дешевыми трудно. За 1 единицу багажа весом до 32 кг просят 179 грн. И уж совсем весело с ручной кладью. Если вы не впишитесь в параметры 55х40х20 см и 10 кг, то вашу поклажу оформят как багаж, но уже за 692 грн.

Скажете, багаж отдыхающим не нужен? А перекусить в дороге не желаете? Нет? Тогда и не надо, поскольку питание в стоимость билета также не входит. Конечно, купить что-либо на борту самолета вы сможете, однако это будут уже совсем другие цены. В общем, собираясь пользоваться услугами компаний low cost, не забудьте, кроме томиков Гражданского и Воздушного кодексов, прихватить с собой хороший калькулятор.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки