Правовые основания работы мобильного общепита

11:33, 10 мая 2011
Газета: 84
Правовые основания работы мобильного общепита
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Общепит на колесах» прочно вошел в жизнь современных горожан – по пути следования с работы до дома всегда можно запастись пирожками, пирожными, бутербродами, а возле офиса невозможно не выпить горячий утренний кофе. «Судебно-юридическая газета» решила уточнить, разрешен ли такой общепит в Украине и так ли уж он безопасен для потребителя.

 

Что такое мобильная кофейня?

 

Как оказалось, все передвижные торговые точки являются ничем иным, как МАФами. Об этом, собственно, свидетельствует ЗУ «О благоустройстве», где ст. 21 в качестве элемента благоустройства названы малые архитектурные формы. А в ст. 28 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» МАФы и временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности определяются как небольшие сооружения декоративного, вспомогательного или иного назначения, используемые для улучшения эстетичного вида общественных мест и городских объектов, организации пространства и дополняющие композицию домов, зданий, их комплексов. Этой же статьей под временным сооружением торгового назначения для осуществления предпринимательской деятельности понимается одноэтажное сооружение, изготовленное из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, устанавливаемых временно, без сооружения фундамента. При этом временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного пребывания в нем людей (павильон площадью не более 30 кв. м по внешнему контуру) или не иметь такового (абз. 2 ч. 2 ст. 28). Наконец, Порядком размещения МАФов для осуществления предпринимательской деятельности (утв. Постановлением КМУ от 26 августа 2009 г. ?982; далее – Порядок) предусмотрена передвижная малая архитектурная форма – торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и иного назначения для осуществления предпринимательской деятельности.

Получается, что весь «общепит на колесах» должен подчиняться, в первую очередь, требованиям, предъявляемым к МАФам. Это означает, что все владельцы МАФов, безусловно, должны являться субъектами предпринимательской деятельности и получить соответствующее разрешение на торговлю. Примечательно, что Порядок, да и иные законодательные акты не предусматривают правила открытия передвижных торговых точек. Однако, как показывает приведенный анализ, и не запрещают их открытие. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют мобильную торговлю продуктами питания, должны либо, в соответствии с законодательством, организовывать выездную торговлю, имея при этом стационарную торговую точку, либо получить право аренды (сервитута) на «часть асфальта», где будет размещен (опять-таки, стационарно) прицеп либо автофургон. При этом Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения (утв. Постановлением КМУ ?833 от 15 июня 2006 г.) устанавливают, что продажа продовольственных товаров за пределами торгового помещения (выездная, выносная торговля) осуществляется в отведенных для этого местах при наличии разрешения на размещение передвижных МАФов, условии соблюдения установленных для таких товаров температурного режима и санитарных норм (п. 30).

 

Придорожный общепит

 

Кстати, что касается МАФов, размещенных на территории дорог, то они относятся к епархии Государственной службы автомобильных дорог Украины (ГСАДУ). Согласно Приказу ГСАДУ ?414 от 29.09.2005 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, соглашений и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования» (далее – Порядок выдачи разрешений), к объектам сервиса отнесены пункты торговли, общественного питания (сооружения бытового и торгового обслуживания), включая устроенные при помощи МАФов. Кроме того, этим же документом предусматривается возможность размещения передвижных объектов сервиса – небольших мобильных сооружений, которые могут быть перемещены из одного места расположения в другое. При этом для получения временного разрешения на размещение передвижного объекта предпринимателю (заявителю) необходимо подать в Службу автомобильных дорог заявление, в котором указываются желаемое место и срок размещения, функциональное назначение и характеристика объекта и к которому прилагается копия свидетельства о госрегистрации заявителя как СПД (п. 2.7 Порядка выдачи разрешений).

Как бы то ни было, будь то МАФ или передвижной объект сервиса, если его владелец занимается реализацией продуктов питания, такая торговля должна подчиняться уже упомянутому Порядку осуществления торговой деятельности и правилам торгового обслуживания населения. Иными словами, общепитовские нормы распространяются и на мобильную торговлю, и на торговлю через автоматы. В частности, п. 32 Правил торговли установлено, что субъект хозяйствования обязан содержать торговое помещение и прилегающую территорию согласно санитарным нормам. Более того, во время продажи товаров и после окончания выездной (выносной) торговли субъект хозяйствования обязан принять меры для соблюдения чистоты на месте торговли и вокруг него. При этом администрация торгового объекта, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров, обязана обеспечить каждого работника одеждой, отвечающей санитарным нормам.

 

Есть ли «паспорт» у кофе-автомата?

 

Стоит себе автомат по продаже кофе-чая, периодически «заглатывает» деньги покупателя и «забывает» выдать заказанный продукт, или, что происходит чаще, продает вместо кофе лишь отдаленно напоминающий его напиток. Казалось бы, что поделаешь – автомат и есть автомат, к нему претензии не предъявишь. Но это не так. Во-первых, нормы ЗУ «О защите прав потребителей», предусматривая торговлю через автоматы, обязывают субъект хозяйствования обозначить свои «позывные». Во-вторых, согласно Порядку осуществления торговой деятельности и торгового обслуживания населения, в случае осуществления выездной (выносной) торговли, а также продажи товаров с использованием нестационарных средств на рабочем месте продавца устанавливается табличка с указанием ФИО продавца и сведений о субъекте хозяйствования, организовавшем торговлю. При этом для юридического лица указывается наименование, адрес и номер телефона, а для ФЛП – ФИО, номер свидетельства о госрегистрации и наименование органа, осуществившего регистрацию. Так что адрес для направления жалоб потребителя мобильного (уличного) фаст-фуда должен быть указан обязательно.

 Юлия Габдуллина,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Инфосправка**

Какие документы нужны для продажи кофе из автомобиля

Для осуществления деятельности кофе-автомобиля необходимо иметь оформленные документы СПД на едином налоге с видами деятельности: 1) розничная (выездная) торговля и 2) кафе на территории Киева (Украины). При этом следует учесть, что у служб контроля за пожарной безопасностью и УБЕП нет оснований для осмотра транспортного средства, однако СЕС необходимо предъявить санитарные книги барменов, сертификаты на кофе и продукты, которые используются для приготовления напитков. Не помешают и сертификаты соответствия на профессиональную эспрессо-кофеварку и кофемолку, а также свидетельство о соответствии переоборудованного автотранспортного средства. Ну и, наконец, не забывайте сдавать отчетность налоговой в установленном порядке.

 

**Зарубежный опыт**

 

Фаст-фуд на колесах в РФ: легко начать, трудно удержаться

Примечательно, что с каждым днем мобильный фаст-фуд набирает обороты. И если в Украине законодательная база пока оставляет желать лучшего, то, к примеру, в России такой вид бизнеса уже приобрел четко определенные рамки. И это несмотря на то, что с 2009 г. в РФ действует уведомительный порядок регистрации для ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе и торговых предприятий общепита. Примечательно, что упрощенный порядок (субъектам малого бизнеса не нужно получать разрешение) распространяется на предприятия общественного питания, базирующиеся на нестационарных объектах торговли – торговые прицепы, павильоны, лотки. Но, несмотря на такие поблажки, местные власти разрабатывают четкие требования для субъектов хозяйствования, решивших организовать выездную торговлю продуктами питания.

К примеру, общими правилами для многих «сводов общепитовской выездной торговли» в РФ стали: 1) объекты должны быть оснащены емкостями для сбора использованной воды и стоков, контейнерами для мусора, средствами дезинфекции; 2) для приготовления горячих блюд, горячих напитков и т.д. допускается использование только бутилированной питьевой воды промышленного изготовления; 3) на объектах, торгующих продовольственными товарами, прилавки и стеллажи должны быть выполнены из материалов, разрешенных органами госсанэпиднадзора для контакта с пищевыми продуктами, поддающихся мойке и дезинфекции; 4) не допускается хранение тары и затаренных продуктов на территории, прилегающей к объектам; 5) объекты должны быть оснащены освещением в темное время суток; 6) музыкальное сопровождение в течение дня должно быть щадящим и ненавязчивым; 7) в ночное время суток объект должен быть обеспечен охраной; 8) через объекты мелкой розничной торговли и быстрого питания производится продажа ограниченного ассортимента продовольственных товаров и продукции общественного питания несложного ассортимента, овощей, фруктов; 9) при реализации и хранении пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства

К слову, многое из перечисленного в полной мере имеет место и в Украине, правда, такие нормы предусмотрены лишь для объектов сервиса на землях дорожного хозяйства.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки