Приоритеты Министерства юстиции: курс на упрощенную регистрацию

17:23, 17 мая 2013
Газета: 17-18 (185-186)
22
Приоритеты Министерства юстиции: курс на упрощенную регистрацию

22 апреля состоялась пресс-конференция министра юстиции Украины Александра Лавриновича на тему «Приоритетные направления работы Министерства юстиции в 2013 г.». В ходе пресс-конференции А. Лавринович ответил на ряд вопросов, которые интересовали представителей средств массовой информации. В частности, наиболее актуальными для журналистов оказались вопросы, касающиеся законодательства о выборах и референдуме, новой системы регистрации прав на недвижимое имущество и развития системы нотариата в Украине.

 

Переходной период пройден

В этом г-н Лавринович заверил собравшихся представителей СМИ, характеризируя механизм регистрации прав на недвижимое имущество. «Невзирая на трудности начального этапа, сегодня на территории Украины работает достаточное количество регистрационных центров для надлежащего предоставления соответствующих услуг», – отметил министр. По его словам, уже завершено нормативное и кадровое наполнение данной процедуры, а также усовершенствованы механизмы контроля, в т. ч. и со стороны общественности.

Напомним, ранее мы писали о том, что все регистрационные центры оснащены видеокамерами, ведущими трансляцию в интернет-пространство. Таким образом, каждый желающий может воочию понаблюдать за работой любого регистрационного центра на профильном сайте. «Сегодня нет оснований для разговоров об отказе от действующей процедуры регистрации, которые имели место на начальном этапе», – подчеркнул г-н Лавринович.

Также в очередной раз был развеян миф о ликвидации БТИ и переводе его функций в плоскость частных услуг. «С БТИ сняли несвойственные ему полномочия, – уточнил министр. – А то, что наряду с БТИ будут появляться частные организации, оказывающие услуги такого же рода, никак не скажется на качестве этих услуг, поскольку и для государственных отделов БТИ, и для их частных аналогов будет обеспечен надлежащий государственный контроль».

 

Передовой опыт нотариата

Касательно возможного реформирования нотариата, которое прогнозировалось в связи с подачей на рассмотрение ВР законопроекта №2627 «О нотариате», министр отметил следующие: «Необходимые реформы уже были проведены ранее. Сегодня нет необходимости ни реформировать нотариат, ни сокращать квоты, что предлагается в законопроекте. Процедура получения свидетельства нотариуса является одной из самых сложных в области юриспруденции, что гарантирует качество предоставляемых услуг».

Напомним, что для получения указанного свидетельства лицу, желающему стать нотариусом, необходимо иметь 6-летний юридический стаж, не менее 3 лет проработать на должности помощника нотариуса, а также сдать квалификационный экзамен. «Поэтому говорить о том, чтобы еще что-то где-то квотировать, нецелесообразно», – подчеркнул г-н Лавринович и отметил, что если необходимо будет на какой-то территории ограничить количество нотариусов, этот вопрос может регулироваться Нотариальной палатой. Примечательным оказалось и то, что, по словам А. Лавриновича, привлечение нотариусов к регистрации прав на недвижимость является инновационным не только для Украины, но и для мирового сообщества. «Наш опыт активно изучается в других странах и уже внедряется на практике в Грузии», – отметил министр.

На сегодня, по заверениям официальных источников, не было установлено ни одного факта отказа нотариуса в осуществлении регистрации права на недвижимое имущество. А сотрудники Минюста, очевидно, вдохновленные успехом работы нотариата в данной сфере, уже разрабатывают нормативную базу для привлечения нотариусов к регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

 

От регистрации к регистрации

 

Упрощение регистрации юрлиц и ФЛП является приоритетным направлением не только для Минюста. На рассмотрение ВР поданы законопроекты, так или иначе упрощающие существующий механизм. Например, в законопроекте №1249 предложено считать моментом государственной регистрации ФЛП момент открытия им счета для осуществления предпринимательской деятельности в государственном банковском учреждении, на которое, в свою очередь, возлагаются полномочия по передаче полученных данных в Единый реестр. В законопроекте №2139, разработанном КМУ, речь идет об упрощении регистрации юридических лиц и ФЛП как налогоплательщиков. В законопроекте №2121 взят курс на реорганизацию государственных учреждений, а законопроект №2121-1 предлагает упростить приостановление юридических лиц.

Минюст, в свою очередь, разрабатывает механизм электронной регистрации. «Одним из приоритетов нашей деятельности на 2013 г., – рассказал г-н Лавринович, – является предоставление гражданам возможности зарегистрироваться как ФЛП или зарегистрировать юридическое лицо, не выезжая за пределы своего населенного пункта».

 

Право выбора

Также А. Лавринович сообщил, что Минюстом были направлены на экспертную оценку предложения относительно изменений к избирательному законодательству. По его словам, законопроект будет представлен на рассмотрение в ВР после того, когда будут изучены все точки зрения. Следует отметить, что речь не идет о так называемом Избирательном кодексе, принять который требовали от Украины европейские организации. «Выборы – это тот пласт правоотношений, который не может регулироваться кодифицировано, – подчеркнул министр. – Подобные кодексы действуют только в нескольких странах. В Украине необходимости в создании такого нормативно-правового акта нет. В проблемных же округах выборы должны проходить по старому законодательству, поскольку в противном случае избираемые окажутся не в равных условиях с теми, кого уже выбрали».

 

Александр Лавринович, министр юстиции Украины

– Одним из приоритетных направлений работы Министерства является разработка механизма упрощенной государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Сегодняшняя процедура не обеспечивает свободный доступ лица к регистрации. Для этого, как правило, необходимо ехать в город или в районный центр. Мы хотим предоставить гражданам возможность получать подобные услуги, не покидая своего места проживания.

По примеру регистрации прав на недвижимое имущество, к процессу регистрации юридических лиц и ФЛП будут привлечены нотариусы. Мы надеемся, что переход к новой процедуре регистрации юрлиц и ФЛП пройдет значительно легче, чем переход на упрощенную регистрацию прав на недвижимое имущество, поскольку нами уже наработан определенный опыт в данной сфере.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн