Ребенок за решеткой. Чья вина?

17:40, 24 мая 2013
Газета: 19 (187)
Самое ценное, что у нас есть – это наши дети. Мы заботимся о них с самого рождения и мечтаем о том, чтобы они стали хорошими людьми. Откуда тогда берутся несовершеннолетние преступники?
Ребенок за решеткой. Чья вина?

Самое ценное, что у нас есть – это наши дети. Мы заботимся о них с самого рождения и мечтаем о том, чтобы они стали хорошими людьми. Откуда тогда берутся несовершеннолетние преступники? Человек, не достигший совершеннолетия – это ребенок, даже если он выглядит совсем по-взрослому. И в том, что достаточно большое количество несовершеннолетних украинцев оказались в местах лишения свободы, виноваты только мы сами. Каждый из нас выполняет определенную роль в социуме и влияет на ребенка как родитель, сосед, учитель, врач, работник искусства или просто прохожий. Влияет своим примером – поступками, мыслями, действием или, наоборот, бездействием. Какова же на сегодняшний день жизнь ребенка, оказавшегося в колонии?

Обеспечение прав детей, которые пребывают в конфликте с законом, должно быть одним из приоритетных направлений деятельности Государственной пенитенциарной службы Украины. Согласно официальной статистике, на I квартал 2013 г. в исправительных колониях нашей страны отбывают наказание 683 осужденных, не достигших совершеннолетия. Еще 406 несовершеннолетних лиц взяты под стражу и содержатся в следственных изоляторах. Та же статистика показывает, что 79 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание, имеют статус сирот и 85 – дети, родители которых лишенные родительских прав. Остальные несовершеннолетние осужденные – из вполне благополучных семей.

Следует заметить, что о нарушении прав детей и случаях насилия в семьях чаще всего становится известно только после того, как совершено преступление, ведется досудебное следствие, и все соответствующие службы начинают выяснять причины. И все же велика вероятность, что после освобождения эти дети опять окажутся под действием насилия. Что же делается для того, чтобы этого избежать?

С целью обеспечения квалифицированных социальных услуг лицам, которые содержаться в учреждениях ГПтС Украины, предлагается внести ряд изменений в Закон «О социальных услугах» и «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей». Они касаются, в частности, ст. 5 Закона «О социальных услугах» – в перечень мест предоставления социальных услуг предлагается внести и учреждения ГПтС. Ст. 7 этого же Закона планируется дополнить таким образом, чтобы дети, которые находятся под следствием и содержатся в СИЗО, могли бесплатно пользоваться соцуслугами. Изменения же в Закон «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» позволят возложить на сотрудников социальных служб и служб по работе с семьями, детьми и молодежью функции участия в процессе разработки и реализации программ социальной реабилитации.

Говоря о проблемах преступности среди несовершеннолетних, нельзя обойти вниманием их окружение. Ведь колония – это то звено в процессе воспитания, которое можно было бы исключить, если бы родители и школа внимательнее относились к детям. В современном мире есть ряд причин и условий, влияющих на их развитие. Анализируя их, нетрудно понять, что без реально действующей государственной программы решить проблему не удастся. Что же влияет на несовершеннолетних с отрицательной стороны? Это:

-  отсутствие у родителей возможности в кризисной ситуации обеспечить минимальные потребности детей;

- отрицательное влияние со стороны ближнего окружения и недостаточное внимание со стороны родителей;

- подстрекательство со стороны взрослых преступников. Подростки, попавшие под влияние такой категории, не понимают реалий и не осознают, что жизнь за колючей проволокой несет ряд ограничений и налагает определенный отпечаток на их судьбу. Решением этой проблемы могла бы стать программа, в рамках которой молодые люди, попавшие под надзор милиции, но еще не совершившие преступления, могли бы реально увидеть картину жизни в колонии. Но работать эта программа должна не методом запугивания, а методом донесения информации доступным для подростка способом;

- длительное непосещение занятий либо их отсутствие (каникулы), когда детям подчас просто нечем заняться. Здесь стоит вспомнить добрым словом советские времена, когда на помощь родителям приходило государство, обеспечивая детский досуг бесплатными кружками и спортивными секциями. Сейчас даже при наличии большого желания и таланта родители зачастую не в состоянии оплатить хобби чада, тем более, если в семье не один ребенок;

- беспризорность, безнадзорность;

- низкий уровень работы общеобразовательных учреждений. Хотя эта позиция неоднозначна, т. к. родители порой сами блокируют работу и подрывают авторитет учителя. Чрезмерная, слепая любовь к своему ребенку не всегда дает положительные результаты. Чтобы снять с себя обвинения, школе необходимо разрабатывать программы, по которым можно было бы эффективно работать как с детьми, так и с родителями. Ведь ребенок в семье часто не видит положительных примеров, и именно школа могла бы помочь такой семье сблизиться;

- низкий уровень работы медперсонала при школах. Штатный школьный медработник должен замечать и вовремя реагировать на неадекватное поведение ребенка вследствие употребления им наркотиков. Родители не всегда могут заметить такие перемены. Также медработник мог бы доходчиво объяснить, какой вред нанесет детскому организму употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. Подобную информацию от родителей дети зачастую не воспринимают;

- пропаганда в СМИ, литературе, интернете стандартов антиобщественного поведения, культуры насилия, жестокости, наркотиков, порнографии.

Это еще не все факторы, влияющие на рост преступности среди детей. Иногда родители и педагоги просто не замечают первых тревожных сигналов, а потом не могут понять, почему ребенок оказался не в ладах с законом. Тем более, когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях многие из которых априори не могут дать обществу полноценного гражданина и сами нуждаются в помощи. Цивилизованное государство, конечно, должно с пониманием относиться к существующим проблемам и не отворачиваться от них.

При каждой исправительной колонии работают попечительские советы. В их состав входят представители государственных, общественных и религиозных организаций. Они призваны оказывать помощь в вопросах социальной защиты несовершеннолетних осужденных, в решении проблем их трудового и бытового обустройства после освобождения, а также в организации и проведении воспитательных мероприятий и культурно-массовой роботы. Кроме того, согласно информации, поступившей из территориальных органов ГПтС Украины, администрации ИК наладили тесное сотрудничество с попечительскими советами при специальных воспитательных учреждениях по вопросам осуществления контроля за условиями содержания и воспитания детей. Сотрудничают исправительные учреждения и со службами социального сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

Однако нужно понимать, что пенитенциарная система – все-таки карательный орган, призванный исполнять наказание, а предупредить преступление должны иные службы. Совместная работа таких служб могла бы дать положительный результат. Ведь за каждым детским преступлением стоит наша взрослая вина.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Столичне управління юстиції прозвітувало про свою роботу
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрей Сипака
    Андрей Сипака
    судья Запорожского окружного административного суда