Границы прав человека: последнее слово за омбудсменами?

11:34, 6 сентября 2013
Газета: 35 (203)
ЕСПЧ: опасения ни за частную собственность, ни за жизнь участников собрания не могут служить основанием для его запрета...
Границы прав человека: последнее слово за омбудсменами?

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

На прошлой неделе в помещении секретариата уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека состоялась международная конференция на тему «Сотрудничество между омбудсменами стран Восточного партнерства». Это была итоговая встреча в рамках реализации программы сотрудничества – общей инициативы защитников прав человека Республики Польша и Французской Республики, поддержанной Европейской комиссией. В конференции приняли участие омбудсмены из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Повестка дня включала наиболее проблемные вопросы обеспечения основных политических прав человека, деятельности служб безопасности в контексте гражданских прав, а также защиты прав людей с ограниченными возможностями.

Ранее в рамках сотрудничества были проведены 11 семинаров и тренингов во Франции, Польше, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджане. «Секретариат уполномоченного Верховной Рады по правам человека принимал активное участие в работе тренингов и семинаров, касающихся защиты прав ребенка, повышения роли института омбудсмена в имплементации факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, жестокого или нечеловеческого обращения», – отметила омбудсмен Украины Валерия Лутковская.

Омбудсмен против пыток

Вопрос о предотвращении пыток особенно актуален в контексте расширения функций омбудсмена в связи с внесением изменений в Закон №776/97-ВР «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека».Напомним, что процесс преобразования этого закона начался еще в прошлом году. Согласно его новым положениям, омбудсмен наделен полномочиями регулярно посещать места содержания лиц с целью недопущения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Причем под «местами содержания» подразумеваются не только места отбывания наказания или предварительного заключения, но и все учреждения, которые лицо не может оставить по собственному желанию. Помимо этого, омбудсмен имеет возможность:

  • проводить опросы лиц, находящихся в вышеупомянутых местах, с целью получения информации об условиях их содержания, а также других лиц, которые могут предоставить такую информацию. При этом предполагается, что опрос лиц должен осуществляться уполномоченным при отсутствии третьих лиц и в условиях, исключающих возможность прослушивания или подслушивания. По требованию уполномоченного опрос при необходимости может осуществляться в присутствии переводчика, врача, работников соответствующих учреждений, а в случае опроса несовершеннолетнего – его законных представителей, педагога или психолога;
  • вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  • привлекать на договорных началах (на платной или бесплатной основе) к регулярным посещениям вышеупомянутых мест представителей общественных организаций, экспертов, ученых и специалистов, в т. ч. иностранных.

В этом году перечень полномочий омбудсмена был дополнен пунктом об обеспечении контроля за недискриминацией по половому признаку. Как пояснила «Судебно-юридической газете» уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская, расширение полномочий омбудсмена является шагом на пути к европейской интеграции Украины.

Собрания любой ценой

Еще одним аспектом, обеспокоившим омбудсменов, стал вопрос о свободе мирных собраний. Не секрет, что украинскими парламентариями при участии национальных общественных организаций были предложены несколько проектов Закона «О мирных собраниях», ни один из которых пока не принят Верховной Радой. Слабыми местами этих законодательных инициатив признаются ограничение сроков уведомления о проведении мероприятий, ответственность за нарушение предписания об уведомлении, предоставление местным органам власти права утверждать документы, запрещающие мирные собрания.

Напомним, что необходимость принятия подобного законопроекта обусловлена решением Европейского суда по правам человека по делу «Веренцов против Украины», в котором ЕСПЧ порекомендовал нашим законодателям урегулировать вопрос проведения мирных собраний на законодательном уровне. Правда, следует оговориться, что ЕСПЧ вовсе не обязывал Украину принимать какой-либо законодательный акт. Тем не менее, работа по созданию закона продолжается. Последним ее результатом стал законопроект №2508а-1, выигрышными моментами которого признаны дифференциация сроков оповещения о мирном собрании, невозможность запрета проведения собрания на основании отсутствия предварительного оповещения и замена «спонтанности» собрания на «закрытость», т. е. практически не поддающийся доказыванию критерий.

Интересным опытом проведения мирных собраний поделилась с присутствующими представитель секретариата омбудсмена Республики Польша Каролина Микса. Она привела два примера мирных собраний, состоявшихся в Польше еще в 2005 г. В первом случае собрание было запрещено местными властями в связи с их опасениями относительно порчи частного имущества оппонентами собравшихся. Второй пример был посвящен запрету мирного собрания в связи опасением за жизнь и здоровье собиравшихся. Оба запрета обжаловались в судебном порядке, и оба раза суд принял сторону организаторов собраний. Таким образом, ЕСПЧ четко обозначил свою позицию относительно того, что опасения ни за частную собственность, ни за жизнь участников мероприятия не могут служить основанием для его запрета.

Обмен премудростями

Не менее интересные позиции были высказаны и по другим вопросам, вынесенным на повестку дня. Например, заместитель омбудсмена Республики Польша Ричард Чернявски выразил свою уверенность в том, что основной задачей омбудсмена является установление оптимального баланса между правами человека и безопасностью государства. «Молодежь принимает политику государства, – рассказал г-н Чернявски «Судебно-юридической газете». – Но она требует свободы в интернете. И мы даем им эту свободу. Однако технологические инновации идут вперед, появляются новые направления. Мы ищем грань, которая должна отделить свободу человека от безопасности государства».

А уполномоченный по правам человека Азербайджанской Республики Эльмира Сулейманова остановилась на необходимости информирования населения о деятельности омбудсмена. По ее словам, в Азербайджане регулярно проводятся общественные слушания при участии государственных чиновников, сотрудников МВД, прокуратуры и судебных органов. В рамках этих слушаний граждане могут обращаться к омбудсмену с жалобами, а тот, в свою очередь, имеет возможность непосредственно расследовать обращения и доводить их до представителей власти. «Таким образом за последнее время нам удалось привлечь значительное количество чиновников к ответственности за нарушение тех или иных прав человека, – поделилась с «Судебно-юридической газетой» г-жа Сулейманова. – Отчеты о такой деятельности, а также фамилии нарушителей размещены на нашем официальном сайте».


 

Мини-интервью

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская: «Национальный институт по правам человека в Украине стремится стать модельным для стран постсоветского пространства»

СЮГ: – Валерия Владимировна, расскажите об основных аспектах программы «Сотрудничество омбудсменов стран Восточного партнерства».

В. Л.: – Данная программа представляет собой площадку для обмена опытом и повышения профессионального уровня омбудсменов, работающих в государствах Восточного партнерства. В рамках этого мероприятия будет уделено внимание обсуждению особо острых вопросов с тем, чтобы найти общие подходы. Подобные мероприятия являются абсолютно логичным процессом, так как между государствами, вошедшими в Восточное партнерство, существует своеобразная договоренность о движении по одной парадигме в части европейской интеграции. И поскольку это движение государств, омбудсмены, конечно, заинтересованы в том, чтобы максимально защищать интересы граждан. Именно поэтому сотрудничество омбудсменов играет большую роль в рамках европейского вектора развития государств.

СЮГ: – Скажите, каковы особенности защиты прав человека в Украине?

В.Л.: – При том, что все государства Восточного партнерства имеют общее прошлое, которое порождает много вопросов и проблем в развитии этих государств сегодня, каждое из них имеет свои особенности в сфере защиты прав человека. В нашей стране одной из таких особенностей является социальное обеспечение прав граждан. У нас принято огромное количество законов, которые гарантируют те или иные социальные выплаты, но не обеспечивают при этом полного государственного финансирования. Эта проблема типична для Украины и нетипична, например, для Азербайджана. На подобных форумах мы сконцентрированы в основном на общих проблемах, пути решения которых мы можем найти совместно.

СЮГ: – Планируется ли расширять круг участников подобных мероприятий, привлекая омбудсменов других стран?

В.Л.: – Безусловно. В ближайшее время на нашей площадке будет проведено еще одно масштабное мероприятие при участии омбудсменов из разных стран под эгидой ООН, что позволит значительно расширить круг участников.

СЮГ: – Какие изменения привнесет евроинтеграция в сферу защиты прав человека в Украине?

В.Л.: – За последние время были внесен ряд изменений в Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека», значительно расширены функции омбудсмена. Причем расширение функций происходит именно в рамках европейского вектора, например, в части национального превентивного механизма против пыток, а также в части защиты профессиональных данных. Сейчас мы ожидаем, что в парламенте будет рассмотрен еще один законопроект, касающийся борьбы с дискриминацией, в котором предусмотрено, что офис омбудсмена станет органом, осуществляющим парламентский контроль за недискриминационной реализацией конституционных прав. И это еще один шаг на пути к европейской интеграции Украины.


 

Мини-интервью

Уполномоченный по правам человека Азербайджанской Республики Эльмира Сулейманова: «Двери омбудсмена всегда открыты»

СЮГ: – Г-жа Сулейманова, скажите, наделен ли омбудсмен Азербайджана правом законодательной инициативы?

Э.С.: – Права законодательной инициативы, согласно Конституции Азербайджанской Республики, уполномоченный по правам человека не имеет. Однако он имеет возможность войти в парламент с законодательным предложением, как это возможно и в Украине. Также омбудсмен может выступать с законодательными инициативами посредством других организаций, имеющих такое право. В этом плане у нас достаточно большая практика, и мы влияем на внесение изменений в законодательство, например, в части декриминализации диффамации. На данный момент наши предложения по этому закону обсуждаются Венецианской комиссией, сам же закон будет принят на осенней сессии. Кроме того, по нашей инициативе были внесены изменения в ряд законов, обеспечивающих права национальных меньшинств, а также права женщин. Как вы знаете, проблема домашнего насилия не миновала ни одну страну.

СЮГ: – Много ли жалоб получает омбудсмен?

Э.С.: – По правам человека мы получаем около 12 тыс. жалоб в год при населении 9 млн. Я не могу сказать, что это большое количество по сравнению с другими странами. В основном эти жалобы находятся в плоскости социальных прав, прав беженцев и заключенных. Мы должны понимать, что прошлое наших стран неразрывно связано с жестким режимом, который должен изживать себя по мере демократизации государств.

СЮГ: – Насколько общество Азербайджана информировано о деятельности омбудсмена? Какова процедура обращения гражданина в офис уполномоченного для защиты или восстановления своих прав?

Э.С.: – Дверь кабинета омбудсмена открыта в течение всего рабочего дня. Каждый человек – не только гражданин, А, согласно Закону Азербайджанской Республики об уполномоченном по правам человека, каждый, кто находится в юрисдикции государства – имеет доступ к омбудсмену. Доступ абсолютно свободный. Более того, часто к нам обращаются омбудсмены других стран, в которых проживают граждане Азербайджана, покинувшие его территорию по тем или иным причинам.

Следует отметить, что омбудсмен в Азербайджане – это не «кабинетный» работник. Безусловно, у нас ведется исследовательская и аналитическая работа, однако основной массив нашей деятельности осуществляется в регионах. Периодически мы проводим так называемые общественные чтения – однодневные последовательные разъяснения основных принципов работы омбудсмена. На этих чтениях нам становятся доступны мнения лиц, имеющих непосредственное отношение к обеспечению защиты прав человека – это и государственные чиновники, и прокуратура, и судьи), а также самих граждан. В рамках этих чтений омбудсмен получает возможность рассмотреть заявления граждан и напрямую обратиться к тем лицам, которых эти заявления касаются.


 КОММЕНТАРИЙ

Андрей Олефиров, заместитель министра иностранных дел Украины
– На данный момент на рассмотрении Верховной Рады находится ряд законопроектов, которые касаются европейской интеграции Украины, а также безвизового режима. Кроме того, уже приняты законодательные акты, регулирующие отдельные положения в сфере борьбы с коррупцией, недискриминации и пр. Сегодня мы можем говорить о том, что принята большая часть нормативных актов, которые требовалось принять для подписания соглашения об ассоциации. Тем не менее, у нас еще остается определенный массив работы. Однако уже на саммите Украина–ЕС, прошедшем в феврале этого года, был отмечен прогресс, достигнутый нами в отдельных сферах.


Фотоотчет

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Конкурс до місцевих судів: як Рада суддів та ВККС спробували домовитись
Loading...