Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Привести законодательное регулирование гарантий безопасности законной профессиональной деятельности журналистов в соответствие с европейскими стандартами предлагают авторы законопроекта №4013 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий законной профессиональной деятельности журналистов». С авторским коллективом оказались солидарны 232 народных избранника, 25 июля с. г. поддержавших законопроект в первом чтении.
Как сообщил во время обсуждения этого документа его инициатор, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины Валерий Карпунцов, законопроект был зарегистрирован в ВР еще в январе 2014 г. Причиной его разработки, по словам нардепа, послужили вопиющие факты избиения журналистов, их похищения, а также уничтожения их имущества во время так называемой Революции чести. «К сожалению, – посетовал парламентарий, – в этих действиях принимали участие представители органов государственной власти». В. Карпунцов напомнил своим коллегам, что тогда (как, впрочем, и сейчас) право граждан на сбор и свободное распространение информации, реализуемое представителями СМИ, было гарантировано ст. 34 Конституции Украины. Наряду с этим, более весомых гарантий безопасности журналистов – таких, как, скажем, в Европе – национальное законодательство не предусматривает.
Защита по-европейски
Что же касается европейских стандартов, в пояснительной записке к законопроекту указано, что Комитет министров Совета Европы четко рекомендовал национальным правительствам руководствоваться в своей деятельности и политике основными принципами, касающимися защиты журналистов, работающих в условиях конфликтов и давления, а также применять их без ограничения и дискриминации по любому признаку к иностранным или местным журналистам. В частности, государства-члены Совета Европы должны дать указания своим военным и полицейским силам предоставлять журналистам необходимые и достаточные защиту и помощь, если они в них нуждаются, и относиться к ним, как к гражданским лицам (приложение к рекомендации №R (96) 4, принцип №8).
Кроме того, в условиях конфликтов и давления государства-члены Совета Европы должны расследовать инциденты с нарушением физической неприкосновенности журналистов, произошедшие в пределах их юрисдикции. Им следует подвергать надлежащему рассмотрению сообщения журналистов, СМИ и профессиональных организаций, которые привлекают внимание к таким инцидентам, и при необходимости принимать все соответствующие последующие меры.
Государства-члены Совета Европы должны применять все необходимые средства, чтобы привлечь к ответственности тех, кто стоит за этими нарушениями, независимо от того, планировались, поощрялись и осуществлялись ли они лицами, которые принадлежат к террористическим или другим организациям, лицами, которые работают на правительство или другие органы государственной власти, или же лицами, которые действуют по собственному усмотрению (приложение к рекомендации №R(96) 4, принцип №12).
Специальные составы в УК
Учитывая европейские рекомендации, автор законопроекта №4013 предлагает внести в Уголовный кодекс Украины изменения относительно установления ряда специальных составов преступлений, таких как:
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» относительно:
Обосновывая свою позицию, разработчик проекта отмечает, что предложенное законодательное регулирование согласуется с резолюцией №1466 (2005) Парламентской ассамблеи Совета Европы «О выполнении обязанностей и обязательств Украиной» от 5.10. 2005, в соответствии с п. 12.4 которой Украина должна создать равные условия деятельности для всех средств массовой информации, пересмотрев закон 1997 г. о государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов.
Критика и поддержка
Не согласны с этой позицией в Главном научно-экспертном управлении аппарата ВР (ГНЭУ). Эксперты считают, что внесение в уголовное законодательство Украины специальных норм, прежде всего, должно быть обусловлено повышенным (или пониженным) уровнем общественной опасности деяния по сравнению с деянием, предусмотренным общей нормой. По их мнению, вряд ли убийство журналиста, связанное с его профессиональной деятельностью, будет более или менее общественно опасным, чем, например, убийство защитника или представителя лица, которое квалифицируется по ч. 2 ст. 115 УК.
Также в заключении ГНЭУ критикуются предложения по установлению уголовной ответственности за такие деяния, как умышленное причинение журналисту телесных повреждений различной степени тяжести, нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, посягательство на жизнь журналиста или его близких родственников в связи с осуществлении им профессиональной деятельности. Уголовная ответственность за указанные деяния, напоминают составители заключения, уже предусмотрена действующим законодательством Украины, в частности, ст. 121, 122, 125–127, 129 и 171 УК.
Не считают эксперты обоснованным и предложение законопроекта о применении к журналистам системы особых мер государственной защиты аналогично судьям и работникам правоохранительных органов, а также установление компенсационных выплат из государственного бюджета в случае гибели или ранения журналистов во время выполнения ими профессиональных обязанностей.
Более чем жесткая критика заключения ГНЭУ была озвучена в сессионном зале ВР при обсуждении законопроекта. Секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Каплин назвал позицию экспертов «немного помешанной и искривленной». Заместитель председателя Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Анна Герман, указывая на необходимость защиты журналистов, признала их еще одним батальоном, охраняющим целостность Украины, а член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Опанащенко считает представителей СМИ политической составляющей государства.
Таким образом, в целом никто, кроме экспертов ГНЭУ, не разглядел нецелесообразность принятия подобного документа. Впрочем, принят он был в первом чтении с оговоркой о том, что до второго чтения в него будут внесены некоторые изменения. Суть изменений пока неясна, однако есть все основания предполагать, что смысл документа останется прежним.
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ
Валерий Карпунцов,первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады
– На сегодня вопросы безопасности журналистов не потеряли свою актуальность. Они ее никогда не потеряют для тех журналистов, которые честно и профессионально реализуют свои навыки, способности или желание разоблачать те или иные коррупционные проявления, которые, к сожалению, у нас присутствуют в государстве. И именно деятельность журналистов на сегодня является оружием и частью тех средств, которые помогают в т. ч. наполнять бюджет, потому что разоблачение коррупции как раз и дает возможность направлять эти средства на развитие нашего государства. В рекомендациях Совета Европы указывается, что государство должно обеспечить условия безопасности журналистов путем введения специальных санкций. Я думаю, журналисты все ознакомились с этим проектом, и хотелось бы, чтобы именно в нашем государстве права журналиста защищались качественно и профессионально – так же, как качественно и профессионально честные журналисты осуществляют свою профессиональную деятельность.
Сергей Каплин, секретарь Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны
– Этот законопроект является уникальным и революционным. То, что он критикуется Главным научно-экспертным управлением ВР, является немного помешанной, искривленной позицией. Он предусматривает специальные нормы Уголовного кодекса, которые смогут защитить украинских журналистов. Все мы прекрасно знаем, что в Украине есть три ветви власти. Но я считал, считаю и всегда буду считать главной и самой честной ветвью ту, на которую может по-настоящему опираться украинский народ, четвертую ветвь власти – украинских журналистов.
Анна Герман, зампредседателя Комитета ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений
– В Украине не формально, но де-факто действует еще один батальон – это украинский информационный батальон. И это единственный батальон, который не должен иметь командиров. Депутаты должны понимать одну вещь: сами журналисты должны решать, какую информацию доносить публике, и они должны иметь на это право. В информационном батальоне не может быть командиров, там все равны, все имеют одинаковые права и свободу задавать не только те вопросы, которые диктует строгость военного времени, а те, которые журналист считает необходимыми. И я бы просила нас всех помнить, что меняются власти, но не должен меняться основной принцип – журналисты.
Михаил Опанащенко, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
– Я хотел бы подчеркнуть, что журналисты действительно стали еще одной политической составляющей нашей страны и нашей жизни. Они легко могут как поднять народ против нарушения закона, так и успокоить общество, приведя его к миру и согласию. Именно они формируют основную часть общественного мнения. И хотел бы сказать: это очень хорошо, что усиливается ответственность за преступления против журналистов. Журналист должен иметь в нашей стране для непредвзятого освещения такую же неприкосновенность, которой наделены парламентарии.
Инфосправка
Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists, CPJ) – международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, занимающаяся защитой прав журналистов. Ведет сбор информации о репрессиях и убийствах журналистов по всему миру. Комитет был создан в 1981 г. В его штаб-квартире работают 22 сотрудника, среди которых специалисты по Африке, Америке, Азии и Европе.
Журналистский отчет
19 июня с. г. на заседании постоянного совета ОБСЕ представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (далее – ПСМИ) Дуньей Миятович был представлен отчет о деятельности за период с ноября 2013 по июнь 2014 г. по фактологической информации о конкретных вопросах свободы СМИ и защиты журналистов в той или иной стране. Относительно Украины в отчете было отмечено следующее:
Также было отмечено, что государства-участники ОБСЕ поддерживают усилия новой власти в Украине по активному внедрению ряда демократических изменений, в т. ч. направленных на обеспечение в Украине ведущих международных стандартов в сфере свободы слова и СМИ.