Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
26 сентября члены Комитета ВР по вопросам промышленной и инвестиционной политики сочли возможным порекомендовать своим коллегам принять за основу законопроект №4954 «О технических регламентах и оценке соответствия». Документ разработан с целью установления на основе положений Соглашения о технических барьерах в торговле (далее – Соглашение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО, единых правовых и организационных основ деятельности в сфере технического регулирования.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена потребностью в устранении дублирования отдельных норм действующих законов и создании нормальных условий для разработки, принятия и применения технических регламентов и предусмотренных ими процедур оценки соответствия с целью дальнейшей адаптации национального законодательства в сфере технического регулирования к законодательству ЕС. Каким же образом авторы документа надеются достичь анонсированных целей?
Вопрос регламента
Объясняя идею нового «оценочного» акта, его разработчики напоминают, что понятием «технический регламент», которое должно означать документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам техрегулирования, охвачены не все документы, соблюдение которых является обязательным на территории Украины. Это, утверждают составители документа, противоречит соответствующим положениям Соглашения, согласно которому техническим регламентом считается любой документ, устанавливающий обязательные требования, независимо от того, как он называется и каким органом принят.
Как следствие, в большинстве национальных законодательных актов, являющихся техническими регламентами по сути, принципы Соглашения относительно их разработки, принятия и применения не применяются. Это влечет несоблюдение Украиной своих обязательств как члена ВТО относительно своевременного информирования других членов ВТО об установлении национальных административных положений, влияющих на торговлю.
Также в национальном законодательстве не учтены требования европейского законодательства, в частности, директив Нового и Глобального подхода по нотификации органов по оценке соответствия с учетом требований, которым должны отвечать такие органы, и порядка их назначения. Нет у нас и норм о предоставлении органам по оценке соответствия презумпции соответствия определенным требованиям, что также предусмотрено директивами Нового и Глобального подхода.
Итак, в законопроекте предполагается объединить нормы законов «О подтверждении соответствия», «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия», декрета КМУ №46-93 от 10.05.1993 «О стандартизации и сертификации» и др. Это позволит:
Немного критики
С мнением профильного Комитета согласны и в Главном научно-экспертном управлении ВР, что, справедливости ради стоит отметить, бывает нечасто. Правда, в ГНЭУ не смогли не внести несколько замечаний относительно формы и смысла представленного документа.
Что касается формы, эксперты указывают на необходимость уточнения терминов «производитель», «импортер», «комментарии», «продукция», «риск», «субъект хозяйствования», «уполномоченный представитель» и т. д. Также предлагается четко определить продукцию, в отношении которой технические регламенты утверждаются исключительно законами. Далее следует определить критерии, по которым национальный стандарт, не соответствующий требованиям технического регламента, включается/не включается в перечень таких стандартов, включается в него с ограничениями (которые целесообразно конкретизировать) или исключается из него.
Что же касается содержания, ГНЭУ не поддерживает нераспространение сферы действия Закона «О технических регламентах и оценке соответствия» на товары, конфискованные за нарушение таможенных правил. Это объясняется тем, что такие товары после их конфискации могут быть реализованы в Украине, в связи с чем требования к их характеристикам должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к таким же товарам, вводимым в обращение или распространяемым в нашей стране легально.
Учтут ли рекомендации ГНЭУ составители документа, пока неизвестно, однако с полной уверенностью можно говорить о том, что изменения в сфере оценки соответствия неизбежны, поскольку того требует европейский курс Украины.
Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования – продукции, в т. ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Информационная справка:
Единый общий рынок в Европе возник в 1957 г. на основе Римского договора, который установил Европейское Сообщество и провозгласил 4 основных принципа – свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Римский договор запрещает ограничения в торговле между странами в рамках ЕС. С 1985 г. единый рынок является пространством без внутренних границ, в котором свободное движение товаров, лиц, услуг и капитала. Европейское Сообщество приняло новый пакет реформ, чтобы решить проблему технических барьеров. В 1992 г. ЕС подписал соглашение с государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли European Economic Area (ЕАСТ) о создании Европейского Экономического Пространства (EEA).