Отработка налогоплательщиков путем аннулирования регистрации плательщика НДС

12:06, 27 апреля 2015
Газета: 16 (284)
Только после осуществления предусмотренных Порядком и Положением мер для установления местонахождения юрлица контролирующий орган имеет право отправлять сообщения об отсутствии юрлица по местонахождению...
Отработка налогоплательщиков путем аннулирования регистрации плательщика НДС
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Елена Петрушевская,
к. ю. н., эксперт в сфере налогового права

На сегодняшний день весьма актуальным является вопрос отработки налогоплательщиков путем аннулирования регистрации плательщика НДС в связи с наличием записи об отсутствии юридического лица или физического лица-предпринимателя по местонахождению (месту жительства) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

Это первый этап в механизме отработки не только налогоплательщиком, но и его контрагентами в цепи осуществленных хозяйственных операций. С его помощью осуществляется корректировка задекларированных плательщиком налогового кредита и налоговых обязательств. Анализируется хозяйственная деятельность плательщика на предмет правомерности формирования им налогового обязательства и налогового кредита по операциям с другими субъектами хозяйствования, т. е. статус специальной налоговой правосубъектности участников хозяйственной операции. Ведь с даты аннулирования регистрации лица как плательщика налога такое лицо лишается права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту и на выписку налоговых накладных.

Однако прежде, чем аннулировать регистрацию плательщика налогов, контролирующий орган должен провести ряд мероприятий, которые предшествуют принятию соответствующего решения. Обязанность по подтверждению отсутствия налогоплательщика по местонахождению возлагается на контролирующий орган. Например, если соответствующим структурным подразделением в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление-решение, акт, справка или иной документ, и он вернулся с указанной отметкой почты на конверте, контролирующим органом составляется справка о невозможности вручения документа. Далее в таком случае готовится и передается подразделениям налоговой милиции запрос на установление местонахождения (места жительства) налогоплательщика.

Соответствующая процедура отработки плательщика относительно установления его по месту нахождения предусмотрена Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом Минфина №1588 от 09.12.2011, и Положением об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения плательщиков, утвержденным приказом ГНА Украины №336 от 17.05.2010. В отношении каждого налогоплательщика, который отсутствует по местонахождению, структурное подразделение проводит следующие мероприятия: путем общения (телефон, почта, факс, выезд по местонахождению и т. п.) с налогоплательщиком выясняет его фактическое местонахождение (место жительства); с помощью Единого банка данных налогоплательщиков устанавливает место жительства учредителей, руководителей налогоплательщика и получает информацию относительно других налогоплательщиков, в которых указанные лица являются учредителями или руководителями, и др.

Подразделение налоговой милиции при принятии решения об организации мероприятий по установлению местонахождения налогоплательщика обязательно осуществляет выезд по его адресу. Если налогоплательщик зарегистрирован по адресу жилого помещения (квартиры), опрашивается владелец такого помещения – арендодатель. Проведенное мероприятие оформляется документально (справкой или рапортом).

И только после осуществления предусмотренных Порядком и Положением мер для установления местонахождения юридического лица контролирующий орган имеет право отправлять сообщения об отсутствии юридического лица по местонахождению (форма №18-ОПП) государственному регистратору для принятия мер. Такая правовая позиция поддержана в решении Верховного Суда Украины №21-4а14 от 15.04.2014.

Однако налоговая милиция, как правило, составляет справку о неустановлении местонахождения (места жительства) налогоплательщика. Но если контролирующий орган мотивирует свои действия только такой справкой без проведения упомянутых выше мероприятий, которые должны предшествовать направлению государственному регистратору формы №18-ОПП, это является правовым признаком противоправности действий и решения об аннулировании регистрации плательщика НДС.

После направления формы №18-ОПП государственному регистратору уже самим таким регистратором осуществляется следующая процедура. Государственный регистратор направляет по местонахождению налогоплательщика уведомление о необходимости предоставления регистрационной карточки. В случае непредоставления юридическим лицом регистрационной карточки в течение месяца с даты поступления ему соответствующего уведомления вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей об отсутствии подтверждения указанных сведений (ст. 19 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»). При этом государственный регистратор обязан соблюсти месячный срок, установленный для предоставления регистрационной карточки, и истечение этого срока начинается именно с даты соответствующего уведомления. Если государственному регистратору возвращено почтовое отправление, в ЕГР вносится запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Однако следует помнить, что в случае составления справки о неустановлении местонахождения (места жительства) налогоплательщика такому плательщику присваивается учетный стан «9» (направление уведомления об отсутствии по местонахождению), после чего контролирующий орган, не дожидаясь внесения записи в ЕГР, начинает следующий этап отработки такого налогоплательщика. В частности, составление налоговой милицией справки о неустановлении местонахождения (места жительства) налогоплательщика и изменение состояния становятся основанием для составления Акта о невозможности проведения встречной сверки. Таким актом налогоплательщику не подтверждают налоговое обязательство и налоговый кредит, что является основанием для отработки по цепи контрагентов такого налогоплательщика, с которыми он совершал хозяйственные операции в соответствующий период.

Даже если налогоплательщик своевременно подаст карточку о подтверждении сведений, и в ЕГР будет отсутствовать запись о неподтверждении местонахождения или сведений о юридическом лице, для контролирующего органа это не является основанием для отмены Акта о невозможности проведения встречной сверки – в лучшем случае вам поменяют только стан плательщика. А с учетом внесенных Законом №71-VIII от 28.12.2014 изменений в НК Украины, на встречные сверки мораторий или любые ограничения в их проведении не распространяются, т. е. контролирующий орган имеет право проводить отработку плательщика по процедуре неподтверждения местонахождения хоть каждый месяц. Поскольку ограничения составления и направления государственному регистратору формы №18-ОПП законом не установлены, такое направление контролирующим органом не осуществляется только тогда, когда в ЕГР внесены записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице или об отсутствии юридического лица по месту нахождения.

Кроме того, в случае неустановления местонахождения (места жительства) налогоплательщика, изменяя учетный стан плательщика «9», контролирующий орган может не принять налоговую декларацию, мотивируя это тем, что в такой декларации указаны сведения, которые не соответствуют действительности – в частности, информация о местонахождении, которая является обязательным реквизитом налоговой декларации согласно ст. 48 НК Украины. Это также является основанием для возникновения разногласия задекларированных показателей между налогоплательщиком и его контрагентом и для проведения внеплановой проверки по пп. 78.1.1, 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НК Украины.

Однако следует помнить, что любые решения или действия (бездеятельность) контролирующих органов можно обжаловать и опровергнуть любые юридические факты надлежащей доказательной базой. Механизм правовых норм, регулирующий налоговые правоотношения, фактически направлен только на отработку налогоплательщиков, но существуют пробелы, при квалифицированном подходе к которым возможно и, самое главное, своевременно защитить и восстановить нарушенные права налогоплательщиков.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Віктор Городовенко
    Віктор Городовенко
    суддя Конституційного Суду України
  • Валерій Сагайдак
    Валерій Сагайдак
    суддя Харківського окружного адміністративного суду
  • Андрій Кирилюк
    Андрій Кирилюк
    суддя Залізничного районного суду м. Львова