Налоговая реформа: как не довести налоговый спор до суда

13:29, 28 сентября 2015
Газета: 35-36 (303-304)
В судах находятся дела на общую сумму около 90 млрд грн, которые не может полноценно использовать ни одна из сторон конфликта...
Налоговая реформа: как не довести налоговый спор до суда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Согласно распоряжению Министерства доходов и сборов Украины №369от 15.11.2013 «Об организации работы, направленной на наполнение бюджета», органами Миндоходов периодически проводится работа по достижению примирения в судебных делах для обеспечения поступления средств в государственный бюджет. В прошлом году департамент правовой работы Миндоходов подготовил изменения в Налоговый кодекс и порядок административного обжалования, которые предусматривали возможность решения конфликтов с привлечением медиаторов в ходе процедуры административного обжалования. Кроме того, октябрь-декабрь прошлого года ознаменовался для украинской бизнес-среды рядом встреч представителей бизнеса с руководителями территориальных органов Миндоходов областного уровня и Киева. Как показывала статистика, по результатам этого диалога компромиссные решения были достигнуты по 309 делам на общую сумму 55 млн грн. Таким образом, идея решать споры мирным путем доказала свою рентабельность.

Законодательная инициатива

На сегодняшний день в ВР зарегистрирован законопроект №1666 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно введения процедуры медиации)». Целью законопроекта является введение процедуры досудебной медиации в налоговых и таможенных спорах между налогоплательщиками и органами Государственной фискальной службы Украины. Инициатор законопроекта народный депутат Украины Андрей Киселев считает, что введение такой процедуры позволит уменьшить количество налоговых и таможенных споров, направляемых в суды, снизить нагрузку на суды и увеличить количество поступлений в бюджет за счет налогов, уплачиваемых в результате достижения примирения. Кроме того, важнейшим результатом внедрения норм законопроекта его сторонники считают снижение давления на бизнес при вынесении налоговых уведомлений-решений органами Государственной фискальной службы.

Следует отметить, что процедура медиации в налоговых делах давно используется во многих странах мира, в частности в Германии, США, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и др. Эксперты отмечают, что, например, в Великобритании медиация существует уже более 20 лет и регулируется конкуренцией и репутацией этой услуги. В Нидерландах, Германии следствием досудебного урегулирования стало то, что в суд поступает не более 10% налоговых споров. В Европейском Союзе рекомендуется применять медиацию в любых спорах с государственными органами. А поскольку в Украине также уже есть первые положительные результаты, законодательное закрепление данной процедуры многие специалисты считают необходимым.

Вышеозначенным законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, дополнив его определением понятия «процедура медиации», а также новой ст. 56-1 с установкой этой самой процедуры. Предусмотрено, что процедура медиации применяется относительно несогласованного денежного обязательства, которое определено в налоговом уведомлении-решении или другом решении контролирующего органа и подлежит обжалованию налогоплательщиком в административном порядке. Согласно этой норме, налогоплательщик, который желает урегулировать спор с контролирующим органом путем проведения процедуры медиации, вместе с жалобой должен будет подать в контролирующий орган, который ее рассматривает, соответствующее заявление.

В Уголовный кодекс Украины законопроектом также вносятся изменения, которыми устанавливается, что погашение налогоплательщиком денежных обязательств, указанных в решении контролирующего органа о достижении соглашения, исключает дальнейшее осуществление уголовного производства в отношении такого налогоплательщика и его должностных лиц. В свою очередь, Кодекс об административных правонарушениях дополняется нормой, согласно которой протокол об административном правонарушении не составляется в случае урегулирования налогового спора между налогоплательщиком и контролирующим органом путем достижения соглашения о налоговых обязательствах.

      

Как это работает?

Какие риски возникают при организации процедуры административного обжалования налоговых уведомлений-решений? Сколько нужно времени на подготовку специалистов по медиации? Есть ли особенности во взаимоотношениях отечественного бизнеса, которые необходимо учесть при имплементации упомянутой процедуры? На эти вопросы отвечали юристы во время пресс-конференции на тему «Налоговая реформа: эффективная модель досудебного урегулирования налоговых споров», которая состоялась 14 сентября с. г. Напомним, еще в апреле была проведена первая презентация идеи и публично озвучено видение направлений реформирования процедуры досудебного разрешения налоговых споров. Как обозначено выше, отчасти законодатель прислушался к этой идее, и она заняла свое место в плане реформ.

Медиация на практике – это когда две конфликтующие стороны вместо обращения в суд приходят к профессиональному посреднику, который, выслушав их, предлагает оптимальный путь решения проблемы. Медиатор не принимает решений – находясь на нейтральной стороне, он помогает в разрешении спора и достижении такого соглашения, при котором ни одна из сторон не чувствует себя проигравшей. Юристы акцентируют внимание на том, что бизнесу для четкого планирования использования денежных средств крайне необходимо упрощение и ускорение процедуры рассмотрения споров с фискальными органами.

В ходе пресс-конференции было озвучено несколько инициатив. В частности, предполагалось одноуровневое административное обжалование решений Государственной фискальной службы в альтернативном центральном органе исполнительной власти при системе Министерства финансов Украины. Другая позиция была направлена на применение процедуры медиации как приоритетного способа выхода из конфликта на любой стадии обжалования (административного или судебного), а также на необходимость законодательного закрепления данного принципа.

В любом случае законодательное закрепление такой процедуры дает возможность плательщику в короткий срок понять, какой суммой денег он может распоряжаться в среднесрочной перспективе, и уверенно вести свой бизнес. На сегодняшний день в Украине 80–90% обжалуемых решений поступают на рассмотрение суда, где спор разрешается в лучшем случае в течение года. В результате в судах находятся дела на общую сумму около 90 млрд грн, которые не может полноценно использовать ни одна из сторон конфликта. Государство – потому что это несогласованные налоговые обязательства, и деньги не поступают в бюджет, плательщик – потому что всегда есть риск уплаты спорной суммы в бюджет. Цель идеи – сделать так, чтобы высвободить эти финансовые ресурсы как можно быстрее, достичь понимания, кому они должны принадлежать, и заставить их работать.

Правовое урегулирование и осуществление реформирования этой системы не должно длиться больше, чем необходимо для принятия соответствующих изменений в Налоговый кодекс Украины, так как подготовка специалистов по медиации, а также поиск финансов для материально-технического обеспечения соответствующих подразделений (территориальных органов) может проходить параллельно с реализацией законотворческой инициативы. Кроме того, по мнению юристов, внедрение одноуровневой процедуры административного обжалования, осуществляемого независимым от ГФС органом, может стать одним из основных условий, которые сделают Украину более привлекательной для иностранных инвесторов. Но самое главное, как уже было сказано, медиация сделает вклад в развитие экономики страны, т. к. позволит существенно увеличить поступления в государственный бюджет.


Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника). Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны. Немаловажным при этом является снижение уровня конфликтности сторон.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді