Ассоциация судей хозяйственных судов призвала не допустить увольнение судей-«пятилеток»

06:16, 26 декабря 2016
Газета: 49-50 (368-369)
Венецианская комиссия критиковала угрозу политического влияния на назначение судей в Украине...
Ассоциация судей хозяйственных судов призвала не допустить увольнение судей-«пятилеток»

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Откладывание рассмотрения вопроса о продлении полномочий судей-«пятилеток» привело к дефициту кадров в судах по всей стране и чрезмерной нагрузке на судей. Об этом заявила Ассоциация судей хозяйственных судов Украины в своем обращении к представителям власти.

Накануне принятия Закона «О Высшем совете правосудия» Ассоциация судей хозяйственных судов Украины направила обращение к заместителю главы Администрации Президента Украины Алексею Филатову, председателю Верховной Рады Андрею Парубию, председателю Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Руслану Князевичу с просьбой не допустить принятия Закона о ВСП с поправками, которые предусматривают прекращение трудовых отношений по истечении срока назначения на должность судьи впервые и отчисление из штата соответствующего суда судей-«пятилеток».

Вместе с тем, Ассоциация судей хозяйственных судов просила поддержать поправки в Закон «О Высшем совете правосудия» в части назначения судей на должности бессрочно в порядке, установленном на момент их обращения в Высшую квалификационную комиссию судей Украины с соответствующими заявлениями об избрании бессрочно, в порядке прохождения квалификационного оценивания и внесения соответствующего представления Президенту Украины по результатам такого оценивания.

Как отмечено в обращении, сегодня реформирование судебной системы в Украине находится на стадии поисков концептуальных основ и практических методов их реализации. 30 сентября 2016 г. вступил в силу Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», принятый Верховной Радой 2.06.2016 для имплементации изменений в Конституцию Украины относительно правосудия. Согласно п. 17 разд. XII «Заключительные и переходные положения» указанного Закона, предусматривается, что полномочия судей, назначенных на должность сроком на 5 лет до вступления в силу этого Закона, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Судьи, полномочия которых прекращаются с окончанием срока, могут быть назначены на должности судей по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном настоящим Законом.

Но следует отметить, что несколько лет подряд парламент откладывал рассмотрение вопроса о продлении полномочий судей, у которых закончился 5-летний срок назначения на должности. Это повлекло дефицит кадров в судах по всей стране и чрезмерную нагрузку на судей, особенно в местных и районных судах, что привело к длительным срокам рассмотрения дел.

Венецианская комиссия критиковала угрозу политического влияния на назначение судей в Украине

Кроме основных вопросов, указанным законопроектом предлагается определить порядок назначения бессрочно судей, назначенных на должности впервые на пять лет, в порядке прохождения квалификационного оценивания и внесения соответствующего представления Президенту Украины по результатам такого оценивания.

Однако, как отмечено в обращении, к указанному закону были зарегистрированы поправки (субъект внесения поправок – народные депутаты Егор Соболев, Оксана Сыроид, Леонид Емец и др.), которыми предлагалось после завершения 5-летнего срока, на который были назначены судьи, прекратить с ними трудовые отношения и отчислить их из штата соответствующих судов, несмотря на прохождение ими в настоящее время процедур назначения на должности бессрочно.

Также следует напомнить, что на «первой пятилетке» в настоящее время находятся те судьи, которые в 2012–2015 гг. были назначены по результатам новых открытых конкурсных отборов, которые проходили под наблюдением экспертов Европейской комиссии по вопросам эффективности правосудия, при поддержке проекта «Справедливое правосудие». И для этих судей предложенными поправками фактически предусмотрено прохождение сначала длительной процедуры назначения на должность судьи в порядке конкурса, несмотря на определенные предоставленные им государством гарантии процедур бессрочного назначения.

Следует обратить внимание, что в настоящее время не существует каких-либо объективных оснований для автоматического освобождения так называемых «судей-«пятилеток», однако возможны законодательные изменения в отношении таких судей, которые по своему содержанию свидетельствуют о:

• демонстрации политического влияния на формирование судейского корпуса;

• дискриминации по сроку назначения судьи;

• нарушении принципа несменяемости судьи.

Согласно ст. 21 Конституции Украины, все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Установление различных условий для продолжения службы на должности судьи для разных категорий судей по признаку срока назначения является дискриминацией. Применение такой дискриминационной практики прямо противоречит как нормам ст. 24 Конституции Украины, так и требованиям ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Кроме этого, такие законодательные нормы в случае их принятия нивелируют единый статус судьи.

Как отмечается в п. 51 рекомендаций Кабинета министров Совета Европы CM/Rec(2010)12, если судья принят на должность на испытательный или фиксированный срок, решение о подтверждении или продлении такого назначения должно приниматься только согласно п. 44 рекомендаций (который регламентирует принципы отбора судей), чтобы обеспечить соблюдение принципа независимости судебной системы. Т. е. процедура бессрочного назначения судей должна быть известна на момент их назначения на должность впервые и оставаться для них неизменной.

Кроме этого, в рекомендации Комитета министров Совета Европы №94(12) от 13.10.1994 указывается, что все решения, касающиеся профессиональной карьеры судей, должны иметь в основе объективные критерии, такие как заслуги, квалификация, честность, способности и результаты труда. К аналогичному выводу пришла и Венецианская комиссия в своем докладе СDL–AD (2007)028 от 22.06.2007, посвященном назначению судей.

В выводах Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия), в частности, №722/2013 от 15.06.2013 указано, что судьи, которые назначаются на должности впервые на ограниченный срок (4 лет), после истечения этого срока должны быть избраны бессрочно. При этом Венецианская комиссия критиковала угрозу политического влияния на назначение судей в Украине, а также указывала, что такие процедуры противоречат общему принципу несменяемости судей и ограничивают их беспристрастность и независимость.

Ассоциация судей хозяйственных судов акцентирует внимание на том, что согласно статистике по состоянию на 23 ноября 2016 г. в хозяйственных судах штатное количество судей составляет 710 человек, а фактически работают 586 судей, что составляет 82% штатной численности. Из них осуществлять правосудие вправе 477 судей (67% от штатной численности и 81% – от фактической). У 93 судей истек 5-летний срок полномочий (16% от фактической численности). Приведенные показатели свидетельствуют, что кадровая ситуация в местных судах имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

Именно такие вполне очевидные последствия проведения судебной реформы вызывают серьезное беспокойство не только представителей органов судебной власти, но и простых граждан, т. к. могут привести к прямому нарушению ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, согласно которой Украина обязалась гарантировать каждому гражданину право на справедливый суд.

Отметим, что на прошлой неделе в социальной сети Facebook прошел флэшмоб #savejustice, инициированный правозащитниками в поддержку судей.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
На председателя ВККС Сергея Козьякова совершено нападение
Сегодня день рождения празднуют
  • Елена Хоменко
    Елена Хоменко
    судья Голосеевского районного суда Киева
  • Елена Горбань
    Елена Горбань
    судья Сыхивского районного суда Львова
  • Александр Черный
    Александр Черный
    судья Киевского апелляционного суда