Проблемные аспекты судебной реформы глазами судей

15:00, 18 мая 2016
В последнее время часто возникает чувство, что судебная, исполнительная и законодательная власть существуют в параллельных мирах. Последние две ветви власти принимают законы и дают распоряжения, чтобы отчитаться перед иностранными партнерами. В суть того, как дальше реализуются принятые нормы, они не вникают, но часто сетуют, что отчитываться не о чем, потому что реализовать реформы им мешает судебная власть.
Проблемные аспекты судебной реформы глазами судей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун
,
«Судебно-юридическая газета»

 

В последнее время часто возникает чувство, что судебная, исполнительная и законодательная власть существуют в параллельных мирах. Последние две ветви власти принимают законы и дают распоряжения, чтобы отчитаться перед иностранными партнерами. В суть того, как дальше реализуются принятые нормы, они не вникают, но часто сетуют, что отчитываться не о чем, потому что реализовать реформы им мешает судебная власть.

При этом отдельные изменения постоянно являются предметом торга, суть которого сводится к желанию иметь как можно более мощные рычаги контроля над судебной системой.

Очередное испытание для Фемиды готовится в законопроекте №4180 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей».

Наше издание уже провело подробный анализ законопроекта.

Законопроект №4180 не остался незамеченным в судейских коллективах – Верховный Суд Украины в своем заключении указал, что он нуждается в существенной доработке, а судьи других судов подвергли его жесткому анализу.

Совет судей Украины в ходе краткого обсуждения 8 апреля 2016 года также не поддержал инициативу народных депутатов.

Как отметила председатель Совета судей Валентина Симоненко, несмотря на ряд отельных положительных предложений, в целом проект является «недопустимым».

«Цель законопроекта состоит в массовом увольнении судей, «усовершенствовании» органов судейского самоуправления путем отстранения их от процедуры оценивания судей, привлечения общественности для работы в органах судебной власти», – заявила она. Замечания у ССУ вызвало и предложение провести конкурсы на должности в вышестоящие суды между действующими судьями и людьми, которые никогда ранее в суде не работали.

Предсказуемо возникли вопросы к практике полного декларирования доходов судей, их родственников, а также всех родственных связей. Напомним, законопроектом предлагается установить два вида дополнительного декларирования судей: право родственных связей и декларация добросовестности. Эти декларации будут публично доступными, а судьи будут привлекаться к дисциплинарной ответственности, если они не будут поданы или будут поданы с опозданием. Возникает вопрос, насколько эти нововведения эффективны на практике, ведь судьи уже давно ежегодно подают декларации о доходах и имуществе, в т. ч. и членов своих семей. Большие вопросы возникли и к намерению создать местные окружные суды вместо обычных районных.

Помимо этого, для судей осталось непонятным, почему из требований к кандидатам на должности членов Высшей квалификационной комиссии и Высшего совета юстиции исчез стаж работы судьей более 15 лет. Вместо этого предлагается открыть доступ в эти квалификационно-дисциплинарные органы судьям, избранным на должности бессрочно, и судьям в отставке, но без учета их стажа.

«Это неправильно. Значительный профессиональный опыт у судей должен быть, ведь ВСЮ рассматривает дела и по судьям высших судов. Будет странно, если судьи со стажем всего несколько лет будут рассматривать дела судей высших специализированных судов и Верховного Суда. Это не повысит авторитет Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии», – отметила глава Совета судей.

Неуместной считает норму законопроекта о том, что членом Высшего совета юстиции может стать судья без стажа на должности судьи более 15 лет, и председатель Высшего совета юстиции Игорь Бенедисюк.

«Мне кажется, для того, чтобы принимать решения о карьерной судьбе судьи (ведь в будущем, как вы знаете, ВСЮ станет тем органом, который будет принимать окончательные решения об увольнении или переводе судей), членами ВСЮ должны быть не просто квалифицированные юристы с высшим образованием или научной степенью, а опытные люди, и в профессиональной карьере в том числе», – подчеркнул он.

Особое негодование Совета судей вызывает намерение авторов законопроекта исключить этот орган судейского самоуправления из процедуры согласования будущих процедур квалификационного оценивания судей и отбора кандидатов на судейские должности. Это, по мнению Совета, полностью противоречит выводу Консультативного совета европейских судей №17, касающемуся оценивания судей и судов.

«Отстранение ССУ от этих процедур является нарушением всех стандартов стран ЕС, согласно которым участие в разработке процедуры и критериев оценивания органов судейского самоуправления является обязательным. Это неправильно», – считает Валентина Симоненко.

Примечательно, что многие судьи восприняли попытку отстранить ССУ от процедуры разработки документов для оценивания как наказание за долгое согласование порядка и методологии первичного квалификационного оценивания в 2015 году, что привело к его значительной задержке. Вызвало недовольство и намерение законодателей устранить возможность Совета судей влиять на Государственную судебную администрацию. «Непонятно, что в таком случае Совет судей будет контролировать, и на что будет влиять», – посетовала глава Совета.

Член Совета судей, судья Киевского окружного административного суда Андрей Волков представил развернутую критику законопроекта. Он достаточно жестко раскритиковал его положения, фактически охарактеризовав их как дискриминационные для судебного корпуса. Предлагаемая новая практика дисциплинарного процесса в отношении судей была названа инквизиционной и отменяющей соревновательный процесс в дисциплинарном производстве. Пока что Совет судей воздержался от каких-то решительных резолюций и публичных заявлений, решив, что необходимо провести обсуждение законопроекта в судах, однако нетрудно предсказать, что реакция судейского сообщества на комплекс предложенных изменений будет негативная.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту №4180, его целью является обеспечение принципов открытости и прозрачности деятельности судей. Однако, исходя из огромного количества замечаний и несогласованностей, возникает вопрос: насколько качественным может быть проект, принятый парламентом на скорую руку?

Подробнее о судебной реформе читайте в статье «Реформа впопыхах».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Татаринов
    Дмитро Татаринов
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Ірина Соломко
    Ірина Соломко
    суддя Чернігівського окружного адміністративного суду