Новый закон о судоустройстве: была ли нарушена процедура?

17:00, 19 июля 2016
Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.
Новый закон о судоустройстве: была ли нарушена процедура?

Наталья Мамченко,

Вячеслав Хрипун,

«Судебно-юридическая газета»

 

Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.

Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.

Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 года.

Говорили, что в команде президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд и т.д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона.

Согласно ст. 94 Конституции, закон, который не вернули из Администрации Президента в течение 15 календарных дней, считается одобренным и подлежит подписанию и обнародованию. В то, что у президента просто не дошли руки до подписания закона, верилось слабо, т.к. уже был подписан другой закон из «пакета судебной реформы» — о внесении изменений в закон об исполнительном производстве. Логичным было бы одновременное подписание еще двух законов: о внесении изменений в Конституцию в части правосудия и «О судоустройстве и статусе судей».

По одной из версий, промедление с подписанием объясняется тем, что поскольку текст законопроекта дорабатывался членами профильного комитета парламента до глубокой ночи и принимался впопыхах, а важнейшие правки вносились с голоса, в итоге получилось, что обычные знаки препинания могли сыграть злую шутку с заложенными в законе идеями.

Впрочем, как рассказали «Судебно-юридической газете», все оказалось намного проще.

«Тут нет какой-то интриги. Дело в том, что в тот же день, когда принимался законопроект, народные депутаты Надежда Савченко и Юрий-Богдан Шухевич зарегистрировали проект постановления №4743-П об отмене решения Верховной Рады о принятии в целом и за основу проекта Закона «О судоустройстве и статусе судей». Только 16 июня парламент рассмотрел и отклонил это постановление. Следовательно, закон попал на подпись к президенту позднее, чем изменения в Конституцию в части правосудия, и, соответственно, был подписан позднее», — сообщил изданию руководитель Главного департамента правовой политики Администрации Президента Украины, секретарь Совета по вопросам судебной реформы Константин Красовский.

Тем не менее у многих экспертов возникают сомнения относительно соблюдения процедуры принятия закона Верховной Радой, так что нельзя исключать возможность обращения в Конституционный Суд. И если так случится, то сроки реализации положений данного нормативного акта могут быть отложены на неопределенный период. Хотя, если будет политическая воля, то все возможно, ведь уже был прецедент, когда в течение одного дня закон принимался, публиковался, и его нормы реализовались (ситуация с назначением Генерального прокурора Украины).

Читайте подробнее о том, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью, в статье «Судам показали будущее».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Чи потрібно набирати нових суддів