Верховный Суд опубликовал решения по зарплатам работников суда. ДОКУМЕНТЫ

14:00, 20 июля 2016
В среду, 20 июля 2016 года, на сайте Единого государственного реестра судебных решений были опубликованы решения Верховного Суда по делам работников аппаратов судов в перерасчете заработной платы.
Верховный Суд опубликовал решения по зарплатам работников суда. ДОКУМЕНТЫ

Виктория Никитина,

«Судебно-юридическая газета»

 

В среду, 20 июля 2016 года, на сайте Единого государственного реестра судебных решений были опубликованы решения Верховного Суда №818/3372/15, №820/4653/15, №820/4648/15 по делам работников аппаратов судов в перерасчете заработной платы.

Так, Судебная палата по административным спорам пришла к выводу, что соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

26 октября 2014 года вступил в силу Закон №1697-VII, которым внесены изменения в ст. 144 Закона №2453-V и, в частности, предусмотрено, что размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей государственных служащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда, должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей государственных служащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих.

Абз. 2 подпункта 1 и абз. 3 подпункта 2 п. 13 раздела XIII Закона №1697-VII Кабинет Министров Украины обязан в трехмесячный срок со дня, следующего за днем ​​опубликования этого Закона, привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и в двухмесячный срок со дня, следующего за днем ​​опубликования этого Закона, внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом, в т.ч. с целью обеспечения увеличения расходов Государственного бюджета Украины на оплату труда работников аппаратов судов и установления им должностных окладов в размере, не меньше предусмотренные Законом №2453-V.

С 28 марта 2015 года Законом №192-VIII утверждена новая редакция Закона №2453-V, в ст. 147 которого установлено, что размер заработной платы работников аппаратов судов, ГСА, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Национальной школы судей Украины, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньше, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти. При этом размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей государственных служащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей государственных служащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих.

Подпунктом 2 п. 13 Переходных положений Закона №192-VIII Кабинет Министров Украины обязан в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Приведенное согласуется с положениями частей 7, 8 ст. 33 Закона Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII «О государственной службе» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, далее — Закон №3723-XII), согласно которым условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины. Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины и другие источники, определенные для этой цели положениями об органах государственной исполнительной власти, утвержденными указами президента Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.

Аналогичные положения закреплены также ч. 2 ст. 8 Закона Украины от 24 марта 1995 года №108/95-ВР «Об оплате труда» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, далее — Закон №108/95-ВР), которая предусматривает, что условия и размеры оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.

Оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и других внебюджетных доходов. Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом (ст. 13 Закона №108/95-ВР).

По правилам ст. 142 Закона №2453-VI (в редакции до 28 марта 2015 года), финансирование всех судов в Украине осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины по финансовому обеспечению деятельности судов осуществляет, в частности, ГСА. Суды общей юрисдикции финансируются согласно сметам и ежемесячным росписям расходов, утвержденным в соответствии с требованиями настоящего Закона, — в пределах годовой суммы расходов, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на текущий финансовый год, в порядке, установленном Бюджетным кодексом Украины (ст. 143 Закона №2453-VI). Аналогичные правила закреплены и в статьях 145, 146 Закона №2453-V и в редакции с 28 марта 2015 года.

С 1 января 2015 года п. 9 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» определено, что нормы и положения, в частности, ч. 1 ст. 144 Закона №2453-V, применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования, а с 13 марта 2015 года установлено, что нормы и положения Закона №2453-V применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования.

На момент возникновения спорных отношений схема должностных окладов работников аппарата суда была закреплена постановлением №268, в частности, приложением №47, который оставался неизменным до 9 сентября 2015 года. Итак, Кабинет Министров Украины возложенные на него абз. 2 подпункта 1 п. 13 раздела XIII Закона №1697-VII и подпунктом 2 п. 13 Переходных положений Закона №192-VIII обязанности по приведению его нормативно-правовых актов в соответствие с этими законами в трехмесячный срок не выполнил.

Согласно частей 1 и 2 ст. 23 Бюджетного кодекса Украины, любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.

Учитывая изложенное, поскольку 26 октября 2014 года по 9 сентября 2015 года Кабинетом Министров Украины изменения в постановление №268 об условиях оплаты труда, в т.ч. размеров окладов работников аппарата суда, не внесены, а Законами Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» и «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» расходы на реализацию положений абз. 2 ч. 1 ст. 144 Закона №2453-VI и ч. 1 ст. 147 этого же Закона в редакции с 28 марта 2015 года не предусмотрено, то управление ГСА как главный распорядитель бюджетных средств не имело правовых оснований для перерасчета и выплаты заработной платы работников аппарата суда за пределами расходов Государственного бюджета на оплату труда таких работников в размерах других, чем установлено Кабинетом Министров Украины.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали Общественный совет международных экспертов для Антикоррупционного суда