Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, одним из элементов судебной реформы является изменения порядка выполнения судебных решений. Не так давно, 12 августа в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно способа исполнения судебных решений» №5026, инициатором которого выступил Кабинет министров.
Как отмечает автор, Министерство юстиции Украины, проект разработан во исполнение подпункта 4 пункта 22 Плана мероприятий по реализации Национальной стратегии в области прав человека на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Кабинета министров от 23 ноября 2015 г. №1393-р. Проект акта предусматривает введение альтернативного механизма исполнения решений судов, ответственность за невыполнение которых несет государство, и которые невозможно своевременно выполнить в связи с отсутствием достаточных средств в государственном бюджете на указанные цели.
Как сказано в пояснительной записке, «реализация предложенного механизма позволит предупредить чрезмерные убытки государственного бюджета и рассрочить исполнение таких обязательств во времени, а также позволит избежать вынесения Европейским судом по правам человека решений в пользу заявителей и выплаты значительных сумм компенсации».
Как же Минюст предлагает достичь такой цели, чтобы заявители не смогли «отсудить» у нашего государства в ЕСПЧ суммы компенсации?
Так, предлагается внести изменения в гл. 5 «Заключительные положения» Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», дополнив ее пунктом 3 следующего содержания: «Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год могут быть предусмотрены другие механизмы и способы выполнения Решений в части осуществления выплат, применяемые только с согласия взыскателя. Указанные механизмы и способы выполнения Решений не применяются к выплатам, определенных абзацем восьмым части первой статьи 1 настоящего Закона, за исключением случаев, когда это определено в Решении».
Также предлагается внести изменения в Заключительные и переходные положения Закона Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений», добавив к ним п. 3-1: «Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год могут быть предусмотрены другие механизмы и способы выполнения решений, определенных частью первой статьи 2 настоящего Закона, а также погашения задолженности по исполнительным документам и судебными решениями, предусмотренными пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» этого Закона. Указанные механизмы и способы выполнения решений могут быть применены только с согласия взыскателя».
Как отмечает автор нового законопроекта, Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений Европейского суда, неоднократно подчеркивал, что альтернативные денежному способы выполнения решений не могут применяться к выплате справедливой компенсации, назначенной Европейским судом. При этом сообщалось о том, что не возникнет возражений против альтернативных способов исполнения решений национальных судов, подлежащих выполнению в рамках принятия мер индивидуального характера во исполнение решения Европейского суда в соответствии со статьей 10 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».
Итак, предлагается применять указанный механизм только к решениям национальных судов, в том числе и тем, которые подлежат выполнению в рамках решения Европейского суда, а также к решениям Европейского суда в случае, если это определено самим решением.
Таким образом, внедрение других механизмов и способов выполнения судебных решений может быть превенцией дальнейших нарушений прав лиц на свободное владение имуществом и во исполнение судебного решения.
Принятие проекта акта приведет к предупреждению дальнейших нарушений прав лиц на свободное владение имуществом и во исполнение судебного решения, избежать чрезмерных расходов государственного бюджета, а также устранения оснований для поступления в Европейский суд аналогичных заявлений против Украины и обеспечения надлежащей отчетности перед Комитетом министров Совета Европы.