Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Судья, ежедневно рассматривая налоговые споры, видит несовершенство законодательства в этой сфере.
Об этом заявил вице-президент Ассоциации административных судей Украины, судья Окружного административного суда города Киева Богдан Санин в ходе круглого стола, который проходил 16 сентября 2016 года в Высшем административном суде Украины на тему: «Актуальные проблемы административного судопроизводства в налоговых спорах».
«Судьи неоднократно обращали внимание как законодателей, так и чиновников, на необходимость разработки таких изменений в Налоговый кодекс Украины, применение которых не содержало бы рисков необходимости обращения в суд.
Более того, работники фискальных органов и сами признают бессмысленность некоторых положений Налогового кодекса Украины, а также понимают наличие существенных проблем нормативного урегулирования определенных вопросов, мешающих эффективно работать субъектам хозяйствования. По результатам круглых столов и форумов, работники фискальных органов обращаются к судьям с предложениями принять участие в разработке тех или иных законодательных изменений в Налоговый кодекс Украины.
И здесь следует предоставить себе ответ, а может ли судья принимать участие в разработке изменений в законодательство?
По моему личному мнению, ответ предоставлен в выводах Консультативного совета европейских судей.
Еще в 2002 году Консультативный совет европейских судей в своем Заключении №3 во внимание Комитета министров Совета Европы о принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, вопросы этики, несовместимого поведения и беспристрастности, заложил ответ на указанный вопрос, четко зафиксировав, что деятельность в других сферах дает судьям возможность расширить свой кругозор и понять проблемы, существующие в обществе.
Данное мнение трансформировалось, совершенствовалось и уже в 2015 году Консультативный совет европейских судей, в своем Заключении №18 к вниманию Комитета министров Совета Европы о месте судебной власти и ее отношении с другими ветвями власти в современных демократиях, фиксирует, что опыт судей ценен, когда дело доходит к вопросам, которые не относятся к судебной политике. Например, докладывая парламентским комитетам, представители судебной власти могут выражать беспокойство определенным законопроектом и предоставить возможность услышать позицию судебной власти по определенным вопросам.
Более того, в п. 41 и п. 42 вышеуказанного Заключения Консультативного совета европейских судей от 2015 года отмечается, что судебная власть может выражать свое мнение относительно возможных последствий предлагаемого законодательной или исполнительной властью законопроекта с точки зрения возможности осуществлять судебной властью свои конституционные обязанности. Судьи могут критиковать законодательство или отсутствие законодательных положений, которые должны предложить законодатели, и которые суд считает необходимыми.
Пока критика осуществляется в атмосфере взаимного уважения, это может быть полезным для общества в целом», — подчеркнул судья.