Прокуратура по-новому: что изменила судебная реформа?

15:45, 6 октября 2016
Прокуратура лишена надзорной функции и представлять интересы граждан в суде больше не будет.
Прокуратура по-новому: что изменила судебная реформа?

Анна Шульгина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Прокуратура лишена надзорной функции и представлять интересы граждан в суде больше не будет.

Исключения из этого правила все же есть. Какими функциями ограничится прокурор?

2 июня 2016 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно правосудия), большинство положений которого вступили в силу с 30 сентября 2016 года.

Указанным Законом также изменены функции органов прокуратуры. Ныне в связи с этим существует необходимость приведения законодательных актов в соответствие с положениями настоящего законодательства для обеспечения надлежащего выполнения задач органов прокуратуры в соответствии с Конституцией Украины.

Напомним, что основная привилегия, которой лишились прокуроры, — это надзорная функция. Отметим, что именно эта функция стала основным яблоком раздора между противниками и сторонниками реформы прокуратуры в целом. 

Последние утверждают, что прокуроры, благодаря надзорной функции, злоупотребляли своими полномочиями и вмешивались в деятельность других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций под предлогом выявления несоответствующих закону решений.

В свою очередь значительная часть общественности обеспокоена тем, что с отменой надзорной функции граждане останутся один на один со своими проблемами, и им некуда будет обратиться за помощью, поскольку функцию представительства в судебном порядке тоже упразднили новые нормы.

Так, согласно новой ст. 131-1 Конституции Украины, прокуратура будет осуществлять: поддержание публичного обвинения в суде, организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Также за прокуратурой осталась функция представительства интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом. Перечень этих исключений небольшой. В основном он касается людей частично недееспособных, несовершеннолетних и разного рода социально незащищенных.

Хотя, справедливости ради нужно отметить, что прокуратуру уже давно не интересовали насущные проблемы простых граждан, и возможность обратиться с жалобой в прокуратуру, как правило, носила чисто формальный характер. В большинстве случаев граждане получали лаконичный ответ, в котором прокурор, ссылаясь на закон, предлагал гражданину обращаться прямо в суд для восстановления справедливости и не беспокоить прокурора. Редкие исключения составляли те жалобы, в результатах рассмотрения которых был так или иначе заинтересован сам прокурор (заинтересованность могла выражаться как в денежном эквиваленте, так и в получении так называемых «показателей работы»). Остальным гражданам, невзирая на наличие у прокуратуры общей надзорной функции, не стоило уповать на помощь.

Отметим, что даже обновленный закон оставляет за прокуратурой функцию надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, до вступления в силу закона о создании двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как стать судьей: началась спецподготовка будущих судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Светлана Мартьянова
    Светлана Мартьянова
    председатель Франковского районного суда Львова
  • Иван Феер
    Иван Феер
    судья Апелляционного суда Закарпатской области
Новости онлайн