Андрей Кривещенко,
Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
В Верховной Раде Украины зарегистрирован еще один проект закона, регулирующий деятельность Конституционного Суда Украины.
Так, 17 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован альтернативный законопроект №5336-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О санкциях» (относительно круга субъектов, на которых распространяется действие Закона)».
Ранее «Судебно-юридическая газета» уже разбирала основной законопроект №5336 «О Конституционном Суде Украины», зарегистрированный 1 ноября 2016 года в Верховной Раде (подробнее о нем по ссылке).
Инициаторами альтернативного законопроекта выступили народные депутаты Сергей Алексеев, Наталия Агафонова, Леонид Емец, Руслан Сидорович, Руслан Романюк, Василий Яницкий и Викторий Пташник.
По словам заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия, члена Совета по вопросам судебной реформы Сергея Алексеева, законопроект был подготовлен рабочей группой и одобрен Советом по вопросам судебной реформы.
«Совместно с народными депутатами, которые входят в Совет по вопросам судебной реформы и Конституционной комиссии, мы зарегистрировали законопроект «О Конституционном Суде Украины». Этот документ приводит в соответствие с новой редакцией Конституции законодательство, регулирующее правоотношение в сфере осуществления конституционного контроля», — пояснил народный депутат.
Сергей Алексеев также сообщил, что вместе с законопроектом «О Конституционном Суде Украины» был зарегистрирован законопроект №5425 «О внесении изменения в ст. 23 Бюджетного кодекса Украины относительно бюджетных назначений на обеспечение деятельности Конституционного Суда Украины», что позволит закрепить гарантии финансовой независимости Конституционного Суда Украины.
Организация деятельности Конституционного Суда Украины
Верховная Рада Украины 2 июня 2016 года приняла Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» (вступил в силу 30 сентября 2016 года), которым внесла изменения в Основной Закон Украины в части осуществления правосудия и конституционного контроля. Изменения в Конституции Украины вводят институт конституционной жалобы и отделяют Конституционный Суд Украины от системы судов, осуществляющих правосудие.
В связи с этим возникла необходимость привести законодательство, регулирующее правоотношения в сфере осуществления конституционного контроля, в частности, Закон Украины «О Конституционном Суде Украины», в соответствие с положениями Конституции Украины.
Целью принятия Закона, который предлагается, является урегулирование на законодательном уровне правоотношений относительно порядка организации и деятельности Конституционного Суда Украины, статуса судей Конституционного Суда Украины, оснований и порядка обращения в суд, процедуры рассмотрения дел и исполнения решений суда, а также эффективное функционирование института конституционной жалобы.
Основные задачи законопроекта
Основными задачами законопроекта являются:
Деятельность Конституционного Суда улучшится
Законопроект подготовлен с привлечением широкого круга экспертов, что в свою очередь дало возможность учесть и выложить в законодательных положениях все сложные элементы деятельности Конституционного Суда Украины и конституционного производства. Особенно это касается обеспечения независимости суда и введения института конституционной жалобы. Сложность введения конституционной жалобы заключалась в том, чтобы найти оптимальный баланс в обеспечении защиты прав и свобод человека и эффективного функционирования органа конституционной юстиции в обеспечении такой защиты. Для достижения этой цели был учтен лучший опыт конституционных судов Европы и мира. Введение конституционной жалобы обусловило необходимость установления новой организационной структуры суда, определения оснований приемлемости конституционной жалобы и закрепления несложного и понятного процесса конституционного производства.
Новая организационная структура Конституционного Суда Украины:
При рассмотрении конституционной жалобы Конституционный Суд Украины может выдать обеспечительный приказ, который является новым институтом принятия мер защиты прав человека в исключительных случаях. Основанием для обеспечения конституционной жалобы является необходимость предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с выполнением окончательного судебного решения.
Предусмотрена возможность отсрочки утраты силы актом (его отдельным положениям), который признан неконституционным.
Законопроект направлен на обеспечение непрерывности деятельности суда. Им предусмотрено установление трехмесячного срока для назначения новоизбранного судьи вместо судьи, у которого закончился срок полномочий или который достиг предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Украины, и продолжение выполнения таким судьей своих полномочий до назначения нового судьи. Законопроектом определено составления судьей Конституционного Суда присяги на специальном пленарном заседании суда.
Конституционный Суд — новая база и новые возможности
Принятие нового Закона Украины «О Конституционный Суд Украины» позволит:
Напомним, что ранее в Верховной Раде уже был зарегистрирован законопроект №5336 «О Конституционном Суде Украины». Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Одарченко. Подробнее о предложениях народного депутата читайте по ссылке.
Также напомним, что соответствующий законопроект «О Конституционном Суде Украины» в рамках проведения судебной реформы наработал Совет при президенте.
Наработанный проект был отправлен для одобрения в Венецианскую комиссию. Подробнее об этом читайте по ссылке.