Смерть военнослужащего во время СЗЧ не является автоматическим основанием для отказа в выплатах — решение суда
Черниговский окружной административный суд признал противоправным отказ Министерства обороны Украины в назначении единовременной денежной помощи матери умершего военнослужащего. Суд пришел к выводу, что сам факт смерти во время самовольного оставления воинской части (СЗЧ) не может быть единственным и достаточным основанием для отказа в выплате. Решающим является доказанность причинно-следственной связи между правонарушением и смертью, а также сам факт совершения такого правонарушения в установленном законом порядке.
Обстоятельства дела №620/9361/25
Мать военнослужащего обратилась в Министерство обороны Украины с заявлением о назначении единовременной денежной помощи в связи со смертью ее сына — солдата Вооруженных Сил Украины.
Согласно материалам дела, военнослужащий умер в сентябре 2023 года. Причиной смерти, подтвержденной медицинскими документами и выводами военно-врачебной комиссии, стала острая сердечно-сосудистая недостаточность и инфаркт легкого, а заболевание было связано с прохождением военной службы.
Несмотря на это, комиссия Министерства обороны отказала в назначении помощи. Основанием для отказа было указано то, что смерть наступила в период самовольного оставления воинской части, что, по мнению ответчика, является административным правонарушением, предусмотренным статьей 172-11 КУоАП.
Истец обжаловала это решение в суде, указав, что:
- отсутствуют какие-либо судебные решения или постановления, которыми ее сын был бы признан виновным в совершении административного правонарушения;
- не доказано, что смерть стала следствием именно СЗЧ.
Позиция суда
Суд подчеркнул: законодательство прямо предусматривает, что единовременная денежная помощь не выплачивается лишь в случае, если смерть военнослужащего является следствием совершения им уголовного или административного правонарушения.
Следовательно, для законного отказа в выплате государство должно:
1. Доказать сам факт совершения административного правонарушения (в частности, наличием постановления суда);
2. Установить причинно-следственную связь между этим правонарушением и смертью военнослужащего.
В данном деле суд установил, что:
- доказательства привлечения военнослужащего к административной ответственности за СЗЧ отсутствуют;
- смерть наступила в результате заболевания, а не вследствие каких-либо противоправных действий;
- сам по себе факт пребывания в статусе СЗЧ не доказывает, что смерть является следствием административного правонарушения.
Ссылку Министерства обороны на «преюдициальность» суд также отклонил, поскольку какого-либо судебного решения, которое бы устанавливало факт правонарушения, не существовало.
Решение суда
Черниговский окружной административный суд:
- признал противоправным и отменил решение комиссии Министерства обороны об отказе в выплате помощи;
- обязал Министерство обороны повторно рассмотреть заявление матери погибшего военнослужащего с учетом правовой оценки суда;
- постановил возместить судебные расходы и вернуть излишне уплаченный судебный сбор.
Таким образом, суд подтвердил важную правовую позицию: смерть военнослужащего во время СЗЧ не может автоматически лишать его семью права на государственную помощь без доказанных и установленных законом оснований.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.


















