Смерть военнослужащего во время СЗЧ не является автоматическим основанием для отказа в выплатах — решение суда

13:11, 22 декабря 2025
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Сам факт самовольного оставления части не лишает семью права на единовременную денежную помощь.
Смерть военнослужащего во время СЗЧ не является автоматическим основанием для отказа в выплатах — решение суда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Черниговский окружной административный суд признал противоправным отказ Министерства обороны Украины в назначении единовременной денежной помощи матери умершего военнослужащего. Суд пришел к выводу, что сам факт смерти во время самовольного оставления воинской части (СЗЧ) не может быть единственным и достаточным основанием для отказа в выплате. Решающим является доказанность причинно-следственной связи между правонарушением и смертью, а также сам факт совершения такого правонарушения в установленном законом порядке.

Обстоятельства дела №620/9361/25

Мать военнослужащего обратилась в Министерство обороны Украины с заявлением о назначении единовременной денежной помощи в связи со смертью ее сына — солдата Вооруженных Сил Украины.

Согласно материалам дела, военнослужащий умер в сентябре 2023 года. Причиной смерти, подтвержденной медицинскими документами и выводами военно-врачебной комиссии, стала острая сердечно-сосудистая недостаточность и инфаркт легкого, а заболевание было связано с прохождением военной службы.

Несмотря на это, комиссия Министерства обороны отказала в назначении помощи. Основанием для отказа было указано то, что смерть наступила в период самовольного оставления воинской части, что, по мнению ответчика, является административным правонарушением, предусмотренным статьей 172-11 КУоАП.

Истец обжаловала это решение в суде, указав, что:

  • отсутствуют какие-либо судебные решения или постановления, которыми ее сын был бы признан виновным в совершении административного правонарушения;
  • не доказано, что смерть стала следствием именно СЗЧ.

Позиция суда

Суд подчеркнул: законодательство прямо предусматривает, что единовременная денежная помощь не выплачивается лишь в случае, если смерть военнослужащего является следствием совершения им уголовного или административного правонарушения.

Следовательно, для законного отказа в выплате государство должно:

1. Доказать сам факт совершения административного правонарушения (в частности, наличием постановления суда);

2. Установить причинно-следственную связь между этим правонарушением и смертью военнослужащего.

В данном деле суд установил, что:

  • доказательства привлечения военнослужащего к административной ответственности за СЗЧ отсутствуют;
  • смерть наступила в результате заболевания, а не вследствие каких-либо противоправных действий;
  • сам по себе факт пребывания в статусе СЗЧ не доказывает, что смерть является следствием административного правонарушения.

Ссылку Министерства обороны на «преюдициальность» суд также отклонил, поскольку какого-либо судебного решения, которое бы устанавливало факт правонарушения, не существовало.

Решение суда

Черниговский окружной административный суд:

  • признал противоправным и отменил решение комиссии Министерства обороны об отказе в выплате помощи;
  • обязал Министерство обороны повторно рассмотреть заявление матери погибшего военнослужащего с учетом правовой оценки суда;
  • постановил возместить судебные расходы и вернуть излишне уплаченный судебный сбор.

Таким образом, суд подтвердил важную правовую позицию: смерть военнослужащего во время СЗЧ не может автоматически лишать его семью права на государственную помощь без доказанных и установленных законом оснований.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый