Реформа МВД: кто пришел на смену старым кадрам

13:40, 1 января 2016
Анализ почти уже завершившегося года показывает кардинальные изменения в системе МВД. Началось все с того, что 12 декабря 2014 г. в Национальном совете реформ при Президенте была создана целевая группа «Реформа правоохранительной системы»,
Реформа МВД: кто пришел на смену старым кадрам

Реформа системы органов внутренних дел является, наверное, главным звеном в комплексе мероприятий по реформированию правоохранительных органов.

Анализ почти уже завершившегося года показывает кардинальные изменения в системе МВД. Началось все с того, что 12 декабря 2014 г. в Национальном совете реформ при Президенте была создана целевая группа «Реформа правоохранительной системы», в состав которой вошли как украинские, так и иностранные специалисты. Ответственным за работу группы был назначен министр внутренних дел Арсен Аваков, а руководителем целевой команды реформ – Эка Згуладзе.

Согласно требованиям Нацсовета, в системе МВД следует провести функциональные и организационные преобразования. Необходимо четко распределить функции по формированию политики министерства и отдельного центрального органа исполнительной власти в его системе – Национальной полиции. Политическое управление и профессиональное руководство в сфере правопорядка должны быть четко разграничены, как это предусмотрено Европейским кодексом полицейской этики. При этом важно обеспечить прозрачную систему конкурсного отбора лиц на должности, создать новую систему аттестации персонала органов правопорядка, изменить подходы к подготовке их сотрудников, что обеспечит изменение их отношения к выполнению служебных обязанностей – предоставлению услуг по обеспечению безопасности каждой личности, ее прав, общественных и государственных интересов.

Не менее важным является и осуществление децентрализации и внедрение действенных механизмов общественного контроля за органами правопорядка. Приоритетным в их работе должен быть принцип законности – система отдачи и выполнения приказов должна стать такой, чтобы работник полиции руководствовался законом, а не преступным приказом руководителя.

Исходя из Коалиционного соглашения – ключевого документа, согласно которому и происходит реформирование органов правопорядка, формирование новой системы МВД включает следующие приоритеты:

  • превращение МВД в гражданский орган, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах противодействия преступности и обеспечения общественного порядка, комплексного управления государственной границей, противодействия нелегальной миграции, гражданской защиты, пожарной безопасности и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • создание Национальной полиции – центрального органа исполнительной власти в системе МВД, реализующего государственную политику в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка.

Для эффективного функционирования Национальной полиции необходимо:

  • устранение дублирования полномочий (ликвидация или оптимизация подразделений), определение функций и оптимальной численности Национальной полиции;
  • создание новой системы аттестации полицейских с учетом международного опыта, проведение полной переаттестации полицейских по новым критериям;
  • внедрение прозрачной системы конкурсного отбора на должности, установление четких оснований и порядка освобождения;
  • переход к новой системе подготовки полицейских;
  • внедрение идентификационных жетонов для всех сотрудников полиции;
  • создание автоматизированной системы регистрации задержанных лиц.

Сомнительная переаттестация

Реформа МВД-2015 вылилась в волну массовых увольнений сотрудников. Часть их увольняются по собственному желанию, окончательно утратив веру в светлое будущее полиции, часть (в т. ч. женщины, которые находились в отпусках по уходу за ребенком) – в «добровольно-принудительном порядке», а часть не прошли так называемую переаттестацию.

П. 8 переходных и заключительных положений Закона «О Национальной полиции» определяет, что «со дня опубликования этого Закона все работники милиции (лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел), а также другие работники Министерства внутренних дел Украины, его территориальных органов, учреждений считаются предупрежденными в установленном порядке о возможном предстоящем увольнении из-за сокращения штатов». Казалось бы, хороший маневр: «и не говорите, что мы вас не предупреждали».

Как известно, переаттестация сотрудников украинской полиции началась 5 ноября 2015 г. в Киеве и Киевской области. 8 декабря А. Аваков сообщил, что тесты прошли уже более 12 тыс. полицейских, и треть из них «показали очень низкие результаты, несовместимые с дальнейшей службой». Затем большое количество бывших полицейских, уволенных со службы после переаттестации, вышли на митинг. Они заявили, что переаттестация была проведена с нарушениями, а некоторых из них уволили еще до прохождения тестов, что лишает их пенсии.

Но глава МВД Украины, комментируя эту акцию, заявил, что никакой митинг милиционеров, не прошедших тесты и аттестацию, не изменит его решимости. А также добавил, что в новой полиции Украины «не будет некомпетентных и грязных «ментов» – будут только «копы», которые пользуются доверием людей. Это принципиально. По-другому не будет».

Эксперты считают, что сам процесс переаттестации по форме и содержанию был довольно сомнительным, и уверенности, что оставшиеся 20% прошли его честно, нет. В реальности может быть и так, что комиссия просто «отсеивает» неугодных для нового начальства специалистов. Тогда получится, что на местах останется много старых офицеров, сумевших разными путями пройти аттестацию, но не изменивших манеру работы, а десятки тысяч уволенных тоже не успокоятся. И становится тревожно от мысли, чем они могут начать зарабатывать на жизнь. Как заявил А. Аваков, комментируя волну массовых увольнений в своем ведомстве, «это не значит, что всех, в т. ч. лучших сотрудников – «под нож», главное – перезагрузка смыслов». С начала года из органов внутренних дел уволено по разным причинам 47 тыс. человек.

В Киеве сложилась катастрофическая ситуация со следственным блоком – с увольнением руководителей следствия заменить их, по сути, некому. Из 10 начальников райотделов города уволены 9, провалили тестирование следователи с 20-летним стажем работы. Как утверждают сотрудники полиции, повод для провала аттестации может быть любой – служба в органах до 2014 г., незнание имен «героев Небесной сотни» или «восточное» происхождение. Складывается впечатление, что идея первого этапа реформирования МВД – уволить большую часть украинских милиционеров. Для этого в ход пущены все возможные средства и методы. Ведь даже к спискам результатов переаттестации нет доступа ни у кого, а причины увольнения сотрудников МВД не оглашаются.

Уволить большую часть сотрудников органов внутренних дел проще всего. Однако можно ли это назвать реформой?

Взгляд изнутри

Несмотря обещанную перспективу улучшения работы, трудно найти сотрудников бывшей милиции, а теперь уже полиции, которые относились бы к данному процессу положительно. Большинство из них считают, что такие реформаторские шаги ничего хорошего не принесли, а наоборот – ухудшили криминогенную ситуацию в стране.

Слова полицейских о резком росте преступности подтверждают данные Генпрокуратуры, отмечающей значительный рост числа особо тяжких преступлений по сравнению с «дореволюционным» 2013 г. По данным надзорного ведомства, в 2013 г. в Украине было зарегистрировано 13 776 особо тяжких преступлений, в 2014 г. – 25 872, а в январе-сентябре 2015 г. – уже 16 989. Рост отмечается практически по всем категориям: разбои, грабежи, угоны машин, похищения людей, незаконный оборот наркотиков и оружия. При этом заметно возросло количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия: если в 2013 г. их было 761, то в 2014 г. – 2 523, а за 9 месяцев 2015 г. – 1 152. Только в Киеве за 8 месяцев с. г. зарегистрированы 163 преступления с применением огнестрельного оружия, тогда как за аналогичный период 2014 г. – всего 52. При этом, по словам сотрудников полиции, статистика преступлений за 2014–2015 гг. явно неполная, ведь по внутренним оценкам МВД, не менее 50% всех совершенных за это время преступлений являются латентными, т. е. о них в силовые ведомства никто не заявлял.

С учетом этих фактов создается впечатление, что реформируют все, только не то, что нужно. Материально-техническое обеспечение структурных подразделений МВД крайне плохое. Сотрудники ОВД «из своего кармана» покупают бумагу, канцтовары, бензин или делают ремонты в своих кабинетах. Заработная плата среднестатистического полицейского до сих пор остается на низком уровне, а в «громкие заявления» главы МВД об увеличении зарплаты в 18 раз, к сожалению, никто не верит. Ведь в течение долгих лет каждое вновь приходящее правительство заявляет об увеличении заработной платы, подкрепляя свои слова законодательными актами, но на практике кардинально ничего не меняется. Материальное обеспечение с каждым годом становится все хуже. Только оплата труда сотрудников новой патрульной полиции на данный момент финансируется на должном уровне, однако бытует мнение, что скоро ситуация может измениться в связи с окончанием соответствующей международной программы поддержки. Назревает вопрос: где украинское государство возьмет деньги на новые высокие зарплаты для новых полицейских?

Нуждается в реформировании и институт следователей, ведь практически во всех подразделениях следственные работники перегружены уголовными производствами. Причем нужно вносить изменения и в УПК 2012 г., который требует от сотрудников следственных и оперативных подразделений практически по каждому поводу обращаться в суд, чтобы получить санкцию.

Очень похоже на то, что реформа правоохранительной системы пока выражается лишь в «чистке кадров». Новое название, новая форма и обученные за 3 месяца новые сотрудники патрульной службы нельзя назвать полноценной реформой МВД. Да и есть ли на данный момент в Украине необходимые для реформы условия? Готово ли наше общество наполнять новыми кадрами ряды полиции и принимать новоиспеченных полицейских, которые пришли из гражданского общества, заменив «карательную» функцию на полицию «европейского образца»? Изменилось ли качество борьбы с преступностью в лучшую сторону? Ведь именно по этим критериям стоит оценивать качество проведения правоохранительной реформы.

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Юрий Фурик
    Юрий Фурик
    судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел
  • Алина Сидорук
    Алина Сидорук
    судья Хозяйственного суда Тернопольской области
  • Олег Малиновский
    Олег Малиновский
    судья Апелляционного суда Киева
Новости онлайн