Новые правила собственности земли

16:20, 15 ноября 2016
Верховная Рада Украины хочет утвердить реальный статус граждан Украины как владельцев своей же земли.
Новые правила собственности земли
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

           

Верховная Рада Украины хочет утвердить реальный статус граждан Украины как владельцев своей же земли.

Планируется урегулировать отношения прав собственности на землю, ее реальный потенциал и заставить четко соблюдать органами местного самоуправления и их исполкомами действующего законодательства о праве собственности на землю и земельные отношения.

Так, 14 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5393 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения права собственности на землю и законодательного урегулирования земельных отношений».

Инициатором законопроекта выступил президент Украины Юрий Бублик.

 

Украинский народ и его право на землю

Украинский народ, согласно преамбулы Конституции Украины, составляют граждане Украины всех национальностей. За украинским народом, согласно ст. 13 Основного Закона государства, закрепляется исчерпывающий перечень природных объектов права собственности, в частности, земля, недра земли, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы. Т.е. украинский народ является самостоятельным субъектом права собственности на землю и другие природные ресурсы, которыми владеет, пользуется и распоряжается ими в пределах территории Украины, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Каждый из названных в Конституции природных объектов права собственности украинского народа имеет особый правовой режим, который определяется нормами земельного, природоресурсного, экологического законодательства Украины. При этом ни в Земельном кодексе, ни в других законодательных актах Украины не дается определение понятия «земля как объект права собственности украинского народа».

Так, провозглашенное в первых законах независимой Украины и закрепленное в Конституции Украины право собственности украинского народа на землю не нашло своего выражения в земельном законодательстве и дальнейшего развития в правовой системе Украины. Действующий Земельный кодекс Украины не воспроизводит и не развивает положений ст. 13 Основного Закона государства относительно права собственности на землю украинского народа.

После утверждения Конституции Украины, согласно ст. 142, все движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы должны быть переданы территориальным общинам. А государство должно было участвовать в формировании доходов местного самоуправления, финансово поддерживать местное самоуправление. Аналогично по Земельному и Лесному кодексу Украины община должна была стать собственником коммунального имущества, в частности, земли и лесов. Однако, начиная с 1996 года, ни одна избранная Верховная Рада не выполнила требований Конституции Украины.

От имени украинского народа права собственника на природные объекты осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, с сохранением постоянства и неизменности права собственности на землю и другие природные ресурсы украинского народа в пределах территории Украины, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Следовательно, управление имуществом от имени народа осуществляют соответственно Верховная Рада Украины и местные советы, а также уполномоченные ими государственные органы. При этом органы государственной власти и местного самоуправления не являются собственниками того имущества, что принадлежит к объектам права собственности украинского народа. Полномочия этих органов определены Конституцией Украины и другими нормативными актами, но в целом их полномочия относительно этого имущества касаются лишь осуществления права управления указанным имуществом.

 

Территориальная община как орган права на собственность

Первичным субъектом местного самоуправления и основным носителем его функций и полномочий является территориальная община, которая через образованные органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет право собственности от имени украинского народа, в границах соответствующего административно-территориального устройства.

Согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины, территориальная община является собственником коммунального имущества. Территориальной общине села, поселка, города принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, землю, природные ресурсы, доходы местных бюджетов, другие средства, имущественные права, движимые и недвижимые объекты и другое имущество, находящееся в собственности территориальной общины.

Кроме этого, в соответствии с требованиями ст. 142 Конституции Украины и п. 3 ст. 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад административно-территориальных единиц Украины, являются материальной и финансовой основой местного самоуправления.

Как отмечается в пояснительной записке, земля может использоваться на праве собственности, постоянного пользования и аренды; право собственности и постоянного пользования предусматривает уплату земельного налога, а право аренды — внесение арендной платы. Указанные платежи являются источником наполнения бюджетов местного самоуправления, являющихся финансовым залогом выполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления.

Несогласованность указанных норм Конституции Украины, углубление этих противоречий положениям нескольких десятков законодательных актов Украины в сфере земельных правоотношений, их чрезмерная разветвленность, удостоверяющие отсутствие единых принципов и научно-обоснованных основ эффективного землепользования, которые бы обеспечивали гарантию прав собственности на землю украинского народа, использование земельных ресурсов в интересах всех граждан Украины.

Кроме этого, распоряжение землей от имени народа органами государственной власти и органами местного самоуправления без народного на то волеизъявления искажает принцип естественного неотъемлемого права украинского народа на землю как ее владельца.

 

Что гласит и несет в себе законопроект

Как говорится в пояснительной записке, ради возвращения права собственности на землю украинского народа и усиления роли местного самоуправления предлагается внести изменения Земельного и Лесного кодексов Украины, Законов Украины «Об оценке земель», «О Государственном земельном кадастре» и других законодательных актов, согласно которым право на землю украинского народа реализуется путем трансформации государственной формы собственности в коммунальную, субъектом которой выступает исключительно народ Украины в лице граждан - территориальных общин.

Законопроект состоит из двух частей и пяти пунктов, которыми охватываются изменения и дополнения к семи статей Земельного кодекса Украины; п. 3, 4 и 6 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности» №5245-VI от 062012; ст. 23 Закона Украины «Об оценке земель»; раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», четырех статей Лесного кодекса Украины и ст. 5 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», которые предусматривают следующие положения:

  1. Законопроект уточняет редакцию Земельного кодекса Украины с Конституцией Украины и Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» относительно возможности сельских, поселковых городских советов владеть, пользоваться и распоряжаться землями в пределах административно-территориального устройства.
  2. Законопроектом предлагается определить землями коммунальной собственности все земли Украины, кроме земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, а также земельных участков, на которых размещены объекты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, путем автоматического перехода права собственности на все земли (кроме земель, которые по закону не могут передаваться в коммунальную собственность) территориальных общин, закрепляя важный принцип, провозглашенный в Конституции Украины относительно права собственности на природные ресурсы украинского народа, который предоставляет возможность реституции (возврата) земель территориальной общине (украинскому народу).
  3. В связи с предлагаемым переходом права собственности, законопроектом предусмотрено также изменить полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно осуществления права собственности на земельные участки, предоставляя органам местного самоуправления полный объем прав относительно реализации прав собственности на все земли в пределах их территории. Такие положения будут способствовать переносу рычагов принятия управленческих решений с общегосударственного на местный уровень.

 

Цель законопроекта

По состоянию на сегодня существует несоответствие положениям Конституции Украины и Гражданского кодекса положений земельного законодательства в части признания украинского народа субъектом права собственности на землю. Поэтому законопроект разработан с целью совершенствования механизма правового регулирования земельных отношений в Украине.

Указанная цель конкретизируется в следующем задании согласовать содержание Земельного кодекса Украины с предписаниями ст. 13 Конституции Украины относительно права собственности украинского народа на землю.

Данным законопроектом регулируются конституционные основы правового режима коммунальной собственности на землю, закрепляется естественное право народа управлять землями как объектом своей собственности, пользоваться и распоряжаться ею, принимать решения о передаче в пользование и изъятия земельных участков. Предложено определение собственности украинского народа на землю как собственности всех граждан Украины, территориальных громад.

«Предложенный законопроект предусматривает переформатирование на законодательном уровне правовых основ использования земельных ресурсов Украины и, в частности, земель сельскохозяйственного назначения, по принципу — земля является неотчуждаемым объектом права собственности украинского народа, непосредственное осуществление которого должно определять содержание и объем гарантированных Конституцией прав граждан, не могут быть ограничены и отменены.

Задача этого проекта Закона — обеспечить законную передачу всех земель Украины, кроме государственной и частной собственности, в коммунальную собственность и предоставить надлежащие права на участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов», — отмечает народный депутат Юрий Бублик.

 

Что предлагается внести законопроектом

Предлагается внести изменения и дополнить Земельный кодекс Украины такими пунктами:

  1. Ст. 20. «Установление и изменение целевого назначения земельных участков» п. 3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляет по инициативе собственников земельных участков соответствующий сельский, поселковый, городской совет, на территории которого размещен земельный участок.
  2. Ст. 78. «Содержание права собственности на землю»:
  • п. 3. Земля в пределах территории Украины является объектом права собственности украинского народа;
  • п. 4. От имени украинского народа права собственника на землю осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.

      3. Ст. 84. «Право собственности на землю государства»:

  • п. 1. В государственной собственности находятся земельные участки, на которых размещены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности и которые находятся в постоянном пользовании органов государственной власти, их территориальных органов, государственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук.

Также предлагается внести изменения и наполнить пунктами таким законодательства, как: Закон Украины «Об оценке земель», Лесной кодекс Украины, Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности».

Более подробно о правках и внесениях можно узнать в сравнительной таблице, перейдя по ссылке.

 

Чему будет способствовать принятие законопроекта о праве на землю

Принятие предложенного проекта Закона будет способствовать:

  • обеспечению согласования предписаний Земельного кодекса Украины и Конституции Украины относительно регулирования отношений права собственности на землю;
  • обеспечит согласование земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных правоотношений, что позволит избежать коллизий между нормами Земельного и Гражданского кодексов Украины;
  • совершенствует правовое регулирование отношений права собственности на землю территориальных общин.

Также четкое соблюдение органами местного самоуправления и их исполкомами действующего законодательства, которое регламентирует предоставленные им полномочия, использование в полной мере предоставленных прав и возможных средств воздействия на других субъектов правоотношений в области использования земельных ресурсов, обеспечит эффективное использование земли как источника наполнения местных бюджетов.

Этим Законом будет утвержден реальный статус народа Украины как владельца своей же земли.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Грень
    Наталія Грень
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Назар Костецький
    Назар Костецький
    суддя Львівського окружного адміністративного суду