Условия получения двойного гражданства могут быть изменены

15:30, 22 ноября 2016
Верховная Рада Украины предлагает устранить существующие пробелы в законодательстве относительно решения проблемы двойного гражданства в Украине.
Условия получения двойного гражданства могут быть изменены
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

 «Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины предлагает устранить существующие пробелы в законодательстве относительно решения проблемы двойного гражданства в Украине, а также способствовать соблюдению гражданами Конституции Украины, другого действующего законодательства о гражданстве и уменьшить количество случаев двойного гражданства.

Так, 21 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5433 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Андрей Тетерук и Леонид Емец.

 

«Множественное» (двойное) гражданство в Украине

Конституционные преобразования, которые продолжаются в Украине с целью утверждения ее как демократического правового государства, требуют немедленного решения давно существующей проблемы недостаточного законодательного урегулирования вопроса множественного (двойного) гражданства.

Учитывая последние события в Украине, срочное внедрение международно-правовых стандартов в сфере гражданства приобретает особую актуальность. В частности, внедрение европейских стандартов в украинском законодательстве рассматривается как составная часть общего процесса сближения Украины с Европейским Союзом, который требует укрепления европейского пространства безопасности и адаптации украинского законодательства к законодательству Евросоюза, в т.ч. и в сфере гражданства.

В Украине институт гражданства регулируется, в частности, Конституцией Украины, Законом Украины «О гражданстве Украины», Европейской конвенцией о гражданстве, которая была ратифицирована Верховной Радой Украины 20 сентября 2006 года, и действующими международными договорами.

Согласно ст. 4 Конституции, в Украине существует единое гражданство, а правовое содержание гражданства, порядок его приобретения и прекращения, полномочия органов государственной власти, участвующих в решении вопросов гражданства Украины, определяются Законом.

Так, ст. 1 Закона предусмотрено, что гражданство — это правовая связь между физическим лицом и государством, которая находит свое проявление во взаимных правах и обязанностях.

Согласно пояснительной записке, ст. 2 Закона установлено, что одним из основных принципов, на которых основывается законодательство Украины о гражданстве, является принцип единого гражданства — гражданства государства Украина, которая исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.

При этом Конституция и Законы Украины не дают толкования понятию «множественное (двойное) гражданство». На сегодня Законом Украины «О гражданстве Украины» не установлено также и как именно граждане Украины должны декларировать второе гражданство. Ведь в Украине нет форм фиксации двойного гражданства. Доказать факт наличия у гражданина Украины гражданства иностранного государства сейчас практически невозможно.

 

Европейская конвенция и практика двойного гражданства

Если же исходить из содержания Европейской конвенция о гражданстве, то множественное гражданство можно определить как правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства.

Европейской конвенцией о гражданстве также установлено, что каждое государство может свободно решать, какие последствия имеет в его внутригосударственном праве факт его приобретения гражданином иного гражданства или его принадлежности к другому гражданству. По ст. 15 указанной Конвенции ее положения не ограничивают право каждого государства - участника устанавливать в своем внутригосударственном праве:

1) сохраняют или теряют гражданство ее граждане, которые приобретают или имеют гражданство другого государства;

2) связано ли обретение или сохранение ее гражданства с отказом от другого гражданства или его утраты.

Таким образом, установление отдельных ограничений в отношении права граждан на выбор гражданства, согласно Европейской конвенции о гражданстве, является компетенцией государства.

Действительно, значительное число государств мира позволяют своим гражданам иметь двойное гражданство. Среди них, например, Венгрия, Бельгия, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Швеция, Великобритания, Канада, Бразилия, Колумбия и др.

В свою очередь добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, согласно ч. 1 ст. 19 Закона, является основанием для прекращения гражданства Украины.

 

Заключение в «клетке» или невозможность получить двойное гражданство

Таким образом, на сегодня законодательство Украины не предусматривает для своих граждан возможности обладать паспортом иностранного страны. Однако, расценивать это как запрет двойного гражданства в действительности нельзя, поскольку, согласно действующему законодательству, потеря гражданства Украины происходит не автоматически с приобретением гражданства другого государства, а исключительно со дня выдачи Указа Президента Украины о прекращении гражданства в отношении определенного лица. Даже если гражданин Украины приобрел гражданство другого государства или государств, то не лишается при этом украинского гражданства и в правовых отношениях с Украиной в дальнейшем признается лишь гражданином Украины.

Итак, de jure в Украине возможно существование лишь единого гражданства, однако de facto имеются случаи двойного гражданства у физических лиц, а это противоречит положениям Конституции. Такая ситуация обусловлена в первую очередь несовершенством законодательства Украины в этой сфере из-за наличия в нем пробелов, которые необходимо устранить.

«Сегодня в Украине не ведется статистика относительно количества лиц, которые имеют двойное гражданство и обусловлено это тем, что органы государственной власти могут обратиться с соответствующим запросом к другим государствам, однако в большинстве случаев эти данные не предоставляются как такие, что имеют персональный характер. Кроме этого, их достоверность проверить практически невозможно», — отмечают народные депутаты.

 

Какие законодательные вопросы необходимо урегулировать

Как говорится в пояснительной записке, есть ряд оснований для немедленного законодательного урегулирования понятия двойного гражданства в Украине. В частности, множественное гражданство порождает:

  • сепаратистские настроения в обществе;
  • несет в себе угрозу вторжения войск другого государства под предлогом защиты интересов граждан своей страны;
  • приводит к возникновению вопросов и необходимости согласования двойной ответственности;
  • позволяет легально избегать уголовного преследования преступникам; может стать первым шагом к федерализации страны, что представляет собой угрозу целостности государства;
  • это мера содержания влияния для постколониальных стран, а также способ влияния на политику страны или отдельные ее регионы;
  • негативно влияет на защиту интересов граждан Украины, которые имеют гражданство иностранного государства за границей, и функционирование органов государственной власти Украины;
  • за частую используется как способ для уклонения от обязанностей граждан перед государством (военная служба, уплата налогов и т.п.).

 

Какие улучшения и возможности несет в себе законопроект

Проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» предлагается урегулировать вопросы множественного (двойного) гражданства, которое имеет комплексный характер и приобретает все большую актуальность в Украине через влияние как внешних, так и внутренних факторов.

Вызовом для безопасности Украины является тенденция приобретения его гражданства гражданами сопредельных государств, которые служат «этническими метрополиями», проводят активную политику поддержки зарубежных соотечественников, а также в полуофициальных заявлениях определяют своим приоритетом формирование территориальных автономий в соседних странах.

Проектом Закона значительно расширены полномочия государственных органов власти, которые принимают участие в решении вопроса гражданства, а также Службы Безопасности Украины, Национальной полиции Украины, Государственной пограничной службы Украины и органов прокуратуры по осуществлению ими мер с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия случаев принадлежности граждан Украины к гражданству (подданству) другого государства или гражданств (подданств) других государств, а также уведомление специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти, что реализует государственную политику в сфере гражданства о каждом случае выявления принадлежности граждан Украины к гражданству (подданству) другого государства или гражданств (подданств) других государств.

Проектом Закона предлагается уменьшить срок представления иностранцами документа о прекращении гражданства (подданства) другого государства или декларации об отказе от иностранного гражданства с двух лет до шести месяцев и заменить понятие «временное удостоверение гражданина Украины» на понятие «временное удостоверение личности, изъявившее намерение приобрести гражданство Украины». Такие изменения в Закон Украины «О гражданстве Украины» предоставят возможность исключить случаи откровенного манипулирования нормами действующего Закона Украины «О гражданстве» со стороны некоторых иностранцев, которые получают гражданство Украины, чтобы избежать уголовной ответственности в другой стране; приобретают гражданство Украины с целью решения своих меркантильных интересов.

Кроме этого, проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» предлагается предусмотреть в Законе случаи, когда лицо не может приобрести гражданство Украины по территориальному происхождению; расширить условия принятия в гражданство Украины; дополнить Закон новыми основаниями для потери гражданства, в т.ч. и по территориальному происхождению, а также установить обязанность гражданина Украины относительно сообщения о получении гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств.

Проектом Закона предлагается установить, что в гражданство Украины не принимается лицо, которое принадлежит к гражданству государства, относительно которой Украина объявила состояние войны и пять лет после дня заключения мира совершала действия, направленные против основ национальной безопасности Украины и принадлежащее к гражданству государства, которая Верховной Радой Украины признана государственно-агрессором на период действия Резолюции №68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 марта 2014 года о поддержке территориальной целостности Украины и на пять лет после дня утраты им силу и на период проведения антитеррористической операции, определенный Законом Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» и на пять лет после дня его завершения.

 

Цель и задачи решить проблемы

Целью и задачей принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» является реализация требований Конституции Украины относительно единого гражданства (ст. 4) и принципа единого гражданства, установленного Законом Украины «О гражданстве Украины» (ст. 2) путем предотвращения и сокращения случаев множественного (двойного) гражданства в Украине.

Проблема двойного гражданства в Украине уже давно вызывает дискуссии, т.к. действующее законодательство страны порождает целый ряд правовых коллизий по данному вопросу. Анализ действующей нормативно-правовой базы в этой сфере свидетельствует о наличии значительных пробелов в законодательстве относительно решения проблемы двойного гражданства в Украине.

В Законе Украины «О гражданстве Украины», принятом в 2001 году, определено, что законодательство Украины о гражданстве основывается, согласно ст. 4 Конституции Украины, на принципе единого гражданства. Вместе с тем в Законе нет определения бипатризму или множественного гражданства, а среди принципов государственной политики (ст. 2) отсутствует принцип недопустимости таких случаев.

Проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» предлагается, в частности, внести изменения в действующий Закон Украины «О гражданстве Украины», принятие которых существенно уменьшит количество случаев двойного гражданства.

Кроме этого, законопроектом предусматривается внести изменения в ряд Законов Украины в части установления определенных ограничений для должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые являются гражданами Украины и одновременно находятся в гражданстве другого государства или приобрели гражданство (подданство) иностранного страны при исполнении своих осадочных обязанностей.

В частности, предлагается внести изменения в Таможенный кодекс украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Законы Украины «О Службе безопасности Украины», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «Об Антимонопольном комитете Украины», «О прокуратуре», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», «О Высшем совете юстиции», «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», «О государственной тайне», «О Национальном банке Украины», «О местных государственных администрациях».

 

Что предлагается изменить, а что внести

Также предлагается внести следующие изменения и нововведения в существующий закон:

  1. Кодекс Украины об административных правонарушениях. В ст. 198/1 добавить следующее:
  • непредставление или несвоевременное представление совершеннолетним гражданином Украины, который добровольно приобрел гражданство (подданство) другого государства или гражданства (подданства) других государств, письменного заявления об этом и копии документа, подтверждающего приобретения им иностранного гражданства (подданства) или иностранных гражданств (подданств) специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданства или дипломатического представительства или консульского учреждения Украины в другом государстве — в случае его проживания за границей, — тянет за собой наложение штрафа от 8500 грн до 17 тыс. грн.;
  • те же действия, совершенные должностным или служебным лицом органа государственной власти или должностным лицом органа местного самоуправления, — тянут за собой наложение штрафа от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн.

       2. Закон Украины «О Службе безопасности Украины». В ст. 24/25 об обязанностях и правах СБУ, добавить следующе:

  • ст. 24: «Осуществлять мероприятия с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия случаев принадлежности граждан Украины к гражданству (подданству) другого государства или гражданств (подданств) других государств»;
  • ст. 25: «Сообщать специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере гражданства о каждом случае выявления принадлежности граждан Украины к гражданству (подданству) другого государства или гражданств (подданств) других государств».

       3. Ст. 191. «Обязанности гражданина Украины относительно сообщения о получении гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» добавить следующее:

  • гражданин Украины, который в совершеннолетнем возрасте добровольно приобрел гражданство (подданство) другого государства или гражданства (подданства) других государств, обязан в течение шести месяцев со дня приобретения им иностранного гражданства (подданства) или иностранных гражданств (подданств) письменно уведомить об этом специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства или дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины в другом государстве — в случае его проживания за границей, подав об этом соответствующее заявление и копию документа, который подтверждает получения ним гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств.

Более подробно с изменениями и нововведениями по ссылке.

 

Проблемы с получением двойного гражданства могут быть решены

Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств) других государств» позволит устранить существующие пробелы в законодательстве относительно решения проблемы двойного гражданства в Украине, а также будет способствовать соблюдению гражданами Конституции Украины другого действующего законодательства о гражданстве и уменьшит количество случаев двойного гражданства.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду