За ненадлежащий поиск пропавших без вести будут штрафовать и давать срок

15:45, 6 декабря 2016
Халатность государственных и негосударственных структур в поиске пропавших без вести смогут урегулировать наложением штрафов и уголовной ответственностью на должностных лиц.
За ненадлежащий поиск пропавших без вести будут штрафовать и давать срок

Андрей Кривещенко,

 «Судебно-юридическая газета»

 

Халатность государственных и негосударственных структур в поиске пропавших без вести смогут урегулировать наложением штрафов и уголовной ответственностью на должностных лиц.

Так, 5 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован альтернативный законопроект №5435-1 «О правовом статусе лиц, пропавших без вести».

Инициатором альтернативного законопроекта выступил народный депутат Мустафа Найем.

 

Что говорится в основном законопроекте

Коллективом народных депутатов подан на рассмотрение парламента основной проект Закона «О правовом статусе лиц, пропавших без вести» (рег. №5435 от 22 ноября 2016 года).

Как указано в пояснительной записке к указанному законопроекту, он был подготовлен на основе Руководящих принципов/Модельного закона о лицах, пропавших без вести, разработанных Международным Комитетом Красного Креста, содержащих базовые нормы, предназначенные для использования любым государством мира во время разработки законодательства, целью которого является защита лиц, пропавших без вести. Указанный проект закона дает определение понятия «лицо, которое исчезло без вести» в контексте международного гуманитарного права, закрепляет права таких лиц и предоставляет им соответствующую защиту.

Также законопроект определяет процедуру розыска лиц, пропавших без вести, — от подачи заявления о розыске и до его прекращения, а также предусматривает создание с целью розыска лиц, пропавших без вести, в связи с вооруженным конфликтом, Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, — орган, отвечающий за выяснение судьбы и местонахождение таких лиц.

Вместе с тем, зарегистрированный законопроект предусматривает такой механизм создания Комиссии, который делает невозможной ее эффективную работу в дальнейшем. Также законопроект не решает проблемные вопросы, связанные с предупреждением и запретом насильственных исчезновений согласно Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, согласие на обязательность которого для Украины предоставлено Законом Украины «О присоединении Украины к Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений».

«Также законопроект не решает вопросы социальной защиты родственников лиц, пропавших без вести. Несмотря на то, что представленный законопроект содержит ряд положений, касающихся защиты прав лиц, пропавших без вести, и прав их родственников, тем не менее вопрос социальной защиты родственников без вести пропавших лиц Законопроектом не решен. В частности, положениями проекта не предусмотрено право родственников лиц, пропавших без вести, на социальную защиту в случае, если они находились на иждивении такого лица. Очевидно, что родственники пропавшего без вести лица, находившиеся в полном ее содержании (в частности, дети), являются социально уязвимой категорией граждан и нуждаются в дополнительной социальной защите», — отмечает народный депутат.

Поэтому разработка предложенного авторами проекта вызвана необходимостью введения такого механизма создания и функционирования Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, который бы обеспечивал ее эффективную работу по координации усилий государственных органов и общественных организаций по розыску лиц, пропавших без вести, с одновременным учетом положений законопроекта №5435.

Ранее «Судебно-юридической газетой» уже был рассмотрен основной законопроект.

 

Альтернативный законопроект и предлагаемые изменения

В отличие от основного законопроекта, альтернативным предлагается выполнить следующие пункты:

1) создать действенный механизм функционирования специального органа — Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, в структуре которой создается постоянно действующий исполнительный орган, на который возложена обязанность непосредственного ведения Единого реестра лиц, пропавших без вести, коммуникации с родственниками пропавших лиц, принятие заявлений о пропаже и т.п. Данным вопросом предлагается заняться СБУ и Нацгвардии Украины;

2) внести изменения в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации насильственных исчезновений в соответствии с требованиями Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений, согласие на обязательность которого для Украины предоставлено Законом Украины «О присоединении Украины к Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений»;

3) предоставить родственникам лиц, пропавших без вести, право на получение пенсии в связи с потерей кормильца, поскольку родственники лица, пропавшего без вести, которые находились на полном ее содержании (в частности, дети), являются социально уязвимой категорией граждан и нуждаются в дополнительной социальной защите. Таким лицам должно быть предоставлено право получать пенсию в связи с потерей кормильца без учета страхового стажа лица, которое пропало без вести (по аналогии с ситуацией назначения пенсии в связи с потерей кормильца в случае смерти (гибели) лица вследствие ранения, увечья, контузии или других повреждений здоровья, полученных во время участия в массовых акциях общественного протеста в Украине с 21 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года за евроинтеграцию и против режима Януковича (Революции Достоинства).

 

Наказание за лишение свободы и похищение лиц

Предлагается добавить в законодательство следующие усмотрения:

1) арест, задержание, похищение или лишение человека свободы в любой другой форме, совершенное должностным лицом во время исполнения им своих служебных обязанностей или пребывания в качестве лица, осуществляющего публичную службу в другой способ, при последующем отказе признать факт такого ареста или задержания, или похищение или лишение человека свободы в любой другой форме, а также сокрытие данных о судьбе или местонахождении, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет;

2) отдача приказа или распоряжения о совершении действий, указанных выше или непринятие начальником, которому стало известно о совершении таких действий его прямыми или непосредственными подчиненными, мер по их пресечению и неуведомление компетентных органов о преступлении, наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

 

Штраф за невыполнение обязанностей

Невыполнение должностным лицом законных требований Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, создание препятствий в ее работе во время осуществления ею своих полномочий, предоставление неправдивой или неполной информации или непредоставление информации в срок, установленный законом, тянут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 грн до 4250 грн).

Повторное совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, тянет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 250 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 4250 грн до 6800 грн).

 

На что будет рассчитывать семья пропавшего

Также нетрудоспособные члены семьи лица с правовым статусом пропавшего без вести, которые имеют/не имеют страховой стаж, обеспечиваются получением пенсии в связи с потерей кормильца.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Сколько прокуроров было уволено за год
Сегодня день рождения празднуют
  • Елена Ситайло
    Елена Ситайло
    судья Апелляционного суда Киева
  • Дмитрий Костенко
    Дмитрий Костенко
    судья Окружного административного суда Киева
  • Андрей Бабаев
    Андрей Бабаев
    судья Харьковского окружного административного суда
Новости онлайн