За провокацию преступлений против жизни и здоровья граждан введут ответственность

17:45, 12 января 2017
Верховная Рада Украины собирается ввести ответственность за провокацию преступлений против жизни и здоровья в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также против собственности и многих других преступных деяний.
За провокацию преступлений против жизни и здоровья граждан введут ответственность
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины собирается ввести ответственность за провокацию преступлений против жизни и здоровья в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также против собственности и многих других преступных деяний.

Признание совершение лицом именно спровоцированного преступления будет смягчающим обстоятельством.

Так, 15 июля 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4999 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Юрий Бублик.

 

Что несет понятие «провокации» сегодня

В украинском законодательстве понятие провокации появилось только в советский период (законодателя интересовал исключительно один аспект — провокация взятки). Действующее национальное уголовное законодательство также не содержит правовых норм, которые бы позволили решить эту проблему в полном объеме.

Уголовный кодекс Украины устанавливает уголовную ответственность только за провокацию подкупа (ст. 370 УК Украины). Но провокационная деятельность возможна по практически любому умышленному преступлению провокации подкупа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, психотропных веществ, совершения угонов, изнасилований, налоговых преступлений и т.д.

«Поэтому я считаю, что заслуживают внимания позиции ученых о включении в уголовный закон общей нормы «провокация преступления», — говорит народный депутат Юрий Бублик.

Единственное законодательное определение провокации содержится в ст. 370 УК Украины. Согласно ч. 1 ст. 370 УК Украины, провокация подкупа — это сознательное создание должностным лицом обстоятельств и условий, которые обусловливают предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды или принятия предложения, обещания или получения такой выгоды, чтобы потом разоблачить того, кто предлагал, обещал, предоставил неправомерную выгоду или принял предложение, обещание или получил такую ​​выгоду.

 

Отечественное законодательство о провокации

В отечественном законодательстве лицо, совершившее провокационные действия, подлежит уголовной ответственности только за совершение в составе организованной группы или преступной организации особо тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с насилием над потерпевшим, или тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий.

Провокацию преступления следует отличать от провоцирующего поведения, которое в криминологическом аспекте рассматривается как обстоятельство, которое порождает причины и условия совершения преступления.

Провокацию преступления следует отличать и от подстрекательства к преступлению. Отметим, что юридическая характеристика подстрекателя следует из содержания ч. 4 ст. 27 УК Украины: «Подстрекателем является лицо, которое уговорам, подкупом, угрозой, принуждением или иным образом склонило соучастника к совершению преступления».

Как говорится в пояснительной записке законопроекта, различия заключаются в следующем:

  • во-первых, юридическая природа подстрекательства к преступлению и провокации преступления не является тождественной. Поскольку для подстрекательства всегда присуща двусторонняя субъективная связь между лицами, тогда как при провокации может отсутствовать такая связь, провокатор может действовать тайно путем создания условий и обстоятельств, обусловливать разоблачение лица, провоцировать;
  • во-вторых, для провокации обязательным субъективным признаком является специальная цель — разоблачение лица, которое спровоцировали на совершение преступления. Такая цель отсутствует в случае подстрекательство к совершению преступления.

Также отличительной чертой провокации является осуществление определенных активных действий в ситуации, когда не было достаточных оснований полагать, что преступление было бы совершено без провокационных действий.

«В соответствии с указанным, считаю целесообразным внести предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленного на противодействие провокациям преступлений путем внесения изменений в Уголовный кодекс Украины», — подчеркивает народный депутат.

 

Ответственность за провокацию преступления

Задачей проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за провокацию преступления» является внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, которые бы предусматривали определение провокационного преступления, установление ответственности за провокацию преступления и обстоятельств, которые исключают ответственность и смягчают наказание за провокацию преступления.

Основными положениями законопроекта сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства Украины, а именно предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Украины:

  • дополнить раздел VI Общей части УК Украины «Соучастие в преступлении» ст. 31-1 «Провокация преступления», в которой определить, что является провокацией преступления, и установить условия наступления ответственности за это деяние;
  • исключить ст. 370 УК Украины «Провокация взятки» как таковую, которая не является достаточным уголовно-правовым средством противодействия провокационной деятельности со стороны должностных лиц, а также дополнить раздел XVIII Особенной части УК Украины «Преступления против правосудия» ст. 383-1 «Провокация преступления должностным лицом правоохранительных органов»;
  • дополнить ст. 43 УК Украины «Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации» ч. 4 с содержанием относительно оснований, за которые лицо, которое, выполняя специальное задание, спровоцировало преступление, не подлежит ответственности;
  • в связи с тем, что законодатель не учел то обстоятельство, что организатор и подстрекатель могут совершать соответствующие действия с провокационной целью, в частности, возможность признания предусмотренных в ч. 2 ст. 31 УК Украины действий этих соучастников (предотвращения совершения преступления или своевременное сообщение о его приготовления или совершения), в качестве формы добровольного отказа провокатора обусловливается содержанием цели, которую преследует последний.

Так, если предотвращение совершения преступления спровоцировано лицом или сообщение органам власти о таком преступлении осуществляется с провокационной целью разоблачения лица или причиненим ей вреда, соответствующие действие нельзя признавать формами добровольного отказа провокатора.

Однако, если указанные действия совершаются провокатором после того, как его цель изменилась, и он делает это не с целью разоблачения или причинения вреда спровоцированном, а чтобы прекратить доведения преступления до конца, то в этом случае есть основания говорить о добровольном отказе. Поэтому, предлагается дополнить ст. 31 УК Украины «Добровольный отказ соучастников» ч. 4, которую изложить в следующей редакции: «Не признается добровольным отказом организатора или подстрекателя предотвращения совершения преступления или своевременное сообщение ними соответствующих органов государственной власти о готовящемся преступлении или совершается, если таким образом указанные лица пытались достичь провокационной цели разоблачения другого соучастника или причинение ему материального или морального вреда».

 

Каких изменений ждать

Внесение предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Украины обеспечит установление в законодательстве ответственности за совершенные преступления, которые также могут быть спровоцированы, что осталось за пределами уголовно-правового регулирования, в частности, определены:

  • преступления против жизни и здоровья;
  • преступления против собственности;
  • преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и много других преступных деяний.

Также наличие такой нормы в уголовном законодательстве будет выполнять превентивную функцию и охранную функцию уголовного закона, которая найдет свое выражение и в запрете совершения преступного деяния, и угрозе наказания, а также и тем, кто может спровоцировать совершение такого деяния, а не только в применении наказания к лицу, совершившего преступление.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді