Между действующими судьями и кандидатами в судьи, прошедшими соответствующие отборы и конкурс в 2019 году, назрел серьезный конфликт. Обе стороны уже не стесняются публично предъявлять друг к другу претензии и обвинять друг друга в манипуляциях и лоббизме своих интересов в стенах ВККС и Высшего совета правосудия.
Так, судьи недовольны тем, что конкурсы на должности судей тех или иных судов проходят отдельно, как для действующих судей, так и кандидатов в судьи. Их не устраивает, что кандидаты в судьи первыми получили возможность претендовать на должности в «лучших» судах, а после получения искомых должностей кандидаты еще и будут получать вознаграждение больше, чем у действующих судей, пока не прошедших квалификационное оценивание.
Участники отбора в судьи, соответственно, недовольны судебными процессами, инициированными действующими судьями с целью признать конкурс на должности судей для кандидатов дискриминационным, а также возникшей в Высшем совете правосудия проволочке с рассмотрением рекомендаций ВККС. Обе стороны конфликта имеют свои замечания к происходящему.
При этом дело дошло даже до того, что действующие судьи, еще несколько месяцев назад требовавшие как можно быстрее заполнить многочисленные вакансии в судах первой инстанции, чтобы снизить нагрузку, теперь уверяют, что готовы ждать нового конкурса для судей и кандидатов, лишь бы устранить возникшую дискриминацию.
Похоже, что дело даже не только в разном толковании норм одного и того же закона и размере вознаграждения судей и будущих судей, но и в своеобразной смене поколений, когда на места «старых» уволившихся судей, в судебную систему попадут новые судьи, с несколько иными представлениями о работе судьи.
Отдельный конкурс на вакантные должности 505 судей местных общих судов для участников отборов 2012, 2013 годов и части отбора 2017 года, состоялся 7 августа.
По его итогам, рекомендации на должности судей местных общих судов получили 467 участников отбора из 656 принявших участие в конкурсе. 219 победителей конкурса имеют стаж работы помощником судьи не менее трех лет, а еще 248 являются участниками отборов 2012 и 2013 годов.
Еще 189 участников конкурса, которым не удалось получить рекомендации в искомые суды, будут ждать следующего конкурса в местные общие суды, который состоится уже для второй группы участников отбора 2017 года после проверки результатов их квалификационного экзамена.
Если сравнить итоговый рейтинговый список участников отборов 2012, 2013, 2017 годов, принявших участие в конкурсе 7 августа 2019 года, с рейтинговыми списками победителей отборов в судьи еще 2011, 2012 и 2013 годов, то обращает на себя внимание незначительное присутствие в рейтинге 2019 года представителей судейских династий или кандидатов, имеющих связи с политическими силами.
Из кандидатов, обладающих заметными контактами в судебной системе, в конкурсе 2019 года приняли участие, например, жена действующего члена ВККС Юрия Титова Татьяна Титова, которая в общем рейтинге заняла 209-е место и не смогла попасть ни в один из пяти желаемых судов.
Больше повезло Сергею Макарчуку, сыну секретаря палаты ВККС по вопросам отбора и публичной службы судей Михаила Макарчука, который со своим 113-м местом в рейтинге смог получить рекомендацию в Кобеляцкий райсуд Полтавской области.
Почему отбор в судьи 2017 года проигнорировали представители судейских династий и близкие представителей научной, политической и бизнес элиты, активно принимавшие участие в отборах 2011-2013 годов, пока остается не совсем понятным.
Как бы там ни было, но у многих действующих судей, давно ожидающих возможности для перевода в другие суды того же уровня и специализации, отдельный конкурс для участников отбора, вызвал резкое неприятие. Они обвинили ВККС в том, что Комиссия умышленно развела по разным конкурсам действующих судей и кандидатов в судьи, и заявили, что Комиссия намерена «отдать на откуп» кандидатам лучшие вакансии в судах.
Судьи полагают, что п. 8 ст. 79 действующего Закона «О судоустройстве и статусе судей» говорит о том, что ВККС должна проводить единый конкурс, как для действующих судей, так и для кандидатов в судьи, с учетом их результатов за экзамен в рамках квалификационного оценивания и результатов квалификационного экзамена.
Кандидаты в судьи в ответ заметили, что в профильном законе вообще прямо не идет речь о некоем едином конкурсе/конкурсах для судей и кандидатов в судьи, а всего лишь говорится о том, что назначения и переводы в другие суды проводятся исключительно на конкурсных условиях.
В свою очередь, в самой ВККС сообщили, что одновременный конкурс для действующих судей и кандидатов в судьи провести невозможно, указав на ряд возникших препятствий. Во-первых, в Комиссии считают, что квалификационное оценивание и отбор в судьи — суть разные процедуры, несравнимые друг с другом в принципе и регулируемые разными нормами Закона «О судоустройстве и статусе судей». Во-вторых, философия квалификационного оценивания и отбора на должности судей совершенно различна. Дело в том, что во время отбора в судьи, кандидаты должны были доказать, что они лучше других кандидатов, а Комиссия, соответственно, должна была отобрать самых лучших из них и включить их в резерв. Тогда как от судей во время квалифоценивания требовалось только подтвердить способность занимать текущую должность судьи, при этом баллы, полученные судьями за экзамен, были только частью общего результата судей по итогам квалифоценивания. В-третьих, в ВККС отмечают, что конкурсы для кандидатов в судьи и судей в принципе отличаются друг от друга тем, что задача отбора — заполнить вакансии в судах, запустить давно неработающие суды и снизить нагрузку на действующих судей. Тогда как конкурс на перевод для действующих судей не решит кадрового кризиса, а только улучшит социальные или жилищные условия некоторого количества судей, должности которых в их прежних судах после перевода в новые суды все равно останутся вакантными.
Также в Комиссии отметили, что изначально проходной балл для кандидатов в судьи во время их квалифэкзамена устанавливался выше, чем для судей во время квалифоценивания. Так, успешным для участников отборов признавался результат квалифэкзамена, когда они набирали 75% баллов от максимально допустимого количества (157,5 из 210 баллов). Тогда как судьям достаточно было преодолеть по результатам экзамена 50%-ный барьер (105 баллов из 210 возможных). Вследствие этого образовалось неравенство в баллах, в основном в пользу претендентов на судейские мантии.
Это поставило многих судей, претендующих на переводы в другие суды, в неравное положение. В общем рейтинге с кандидатами при проведении единого конкурса многие из них оказались бы в нижней части списка. Как подробно писала «Судебно-юридическая газета», например, 189,1-210 баллов за экзамен во время оценивания, то есть максимально возможное количество баллов, набрали только 8 судей из числа заявивших о намерении принять участие в конкурсе на перевод и сразу 160 кандидатов на должности судей.
Более того, если бы проходной балл для судей за экзамен в рамках квалификационного оценивания составлял бы те же 75% от максимально возможного количества баллов, как и у кандидатов, то согласно расчетам 1002 судьи вообще были бы признаны такими, что не сдали экзамен и утратили бы право на профессию.
Именно исходя из такой ситуации 1 августа ВККС объявила конкурс на переводы в суды того же уровня и специализации на 220 вакансий судей местных общих, административных, хозяйственных судов только для действующих судей. В этом конкурсе могут принять участие только судьи, прошедшие квалификационное оценивание и имеющие полномочия для осуществления правосудия.
Хотя в данном конкурсе и изъявили желание принять участие около 200 судей, такие условия многие из представителей судейского сообщества также сочли дискриминационными. В этом вопросе 2 августа их поддержала Рада судей Украины, рекомендовавшая Комиссии все же провести конкурс на замещение вакантных должностей судей местных судов для всех судей. То есть, как для успешно прошедших квалификационное оценивание, так и для еще не завершивших соответствующие процедуры.
Слова у судей, как выяснилось очень быстро, не разошлись с делом. С июля в производстве Кассационного административного суда в составе Верховного Суда находится иск судьи Красноармейского горрайонного суда Донецкой области Софии Данылив, касающийся законности объявления конкурса на замещение 505 вакансий судей местных общих судов исключительно для кандидатов в судьи. Рассмотрение данного иска запланировано на 9 сентября.
А с августа в КАС ВС находится еще один, уже групповой иск восьми судей местных судов, требующих признать незаконным конкурс на 220 вакансий только для судей, успешно прошедших квалификационное оценивание и имеющих полномочия для осуществления правосудия. Рассмотрение данного иска состоится уже 2 сентября.
Также достаточно недвусмысленную позицию по отношению к конкурсам, проводимым ВККС, занял Высший совет правосудия. 16 августа ВСП сообщил, что намерен проверить соблюдение процедуры назначения и проведения конкурса на занятие 505 вакантных должностей судей местных судов.
В Совете правосудия также отметили, что в настоящее время законность проведения отдельного конкурса для участников отбора в судьи и действующих судей оспаривается в судебном порядке. Таким образом, рассмотрение рекомендаций 467 участников отборов в судьи пока что поставлено ВСП на паузу и, вероятно, произойдет уже после рассмотрения соответствующего судебного иска в КАС ВС по существу.
На подобную активность кандидаты в судьи ответили проведением информационной кампании, в том числе в Facebook, а также намерением взять активное участие в судебном процессе по иску С. Данылив в качестве одной из сторон.
Хотя обе стороны — и судьи, и кандидаты в судьи, активно высказывают свои взгляды на проблему в Facebook и в СМИ, характер дискуссии между ними вряд ли всегда можно назвать цивилизованным. Дошло даже до того, что стороны обвинили друг друга в информационных кампаниях, интригах, лоббизме интересов в ВККС и ВСП, и даже применении грязных технологий, вроде направления в ВККС «обращений» от имени участников отборов, с просьбой добровольно исключить их из списков участников конкурса и резерва.
Дошло даже до того, что некоторые судьи, несмотря на годами обсуждаемый кадровый кризис в судах, даже заявили, что готовы еще потерпеть и поработать с высокой нагрузкой вплоть до того времени, пока не состоится, по их мнению, честный и равный конкурс на вакантные должности в судах, в котором примут участие как действующие судьи, так и кандидаты в судьи.
В ряде случаев, судьями вполне четко высказывается мнение, что финансового неравенства, которое возникнет между судьями, еще не завершившими квалификационное оценивание, и победителями отбора в судьи после их вступления в должности, допустить нельзя. Дело в том, что после того как участники отборов будут сразу бессрочно назначены судьями, они сходу будут получать судейское вознаграждение на уровне судей, успешно прошедших квалификационное оценивание. В то же время более двух тысяч судей, еще не завершивших процедуру квалифоценивания, но осуществляющих полномочия в независимости от нагрузки, неопределенное время будут получать вознаграждение значительно меньшее по размеру. Такое положение дел вызывает у судей раздражение и вольное или невольное желание «поставить на место» потенциальных коллег.
Взаимные претензии, высказываемые часто не в самом корректном тоне, уже привели к тому, что некоторые судьи обещают, пока еще кандидатам, «теплый прием» в судах. Кандидаты в ответ заявляют, что в обиду себя не дадут и готовы показать, на что способны в работе.
Заметны, также, и некоторые мировоззренческие различия между судьями и кандидатами в судьи, в частности из числа помощников судей. Надо отметить, что по данным ВККС, 380 победителей конкурса 7 августа (81%) имеют возраст от 30 до 39 лет, то есть, находятся в наиболее продуктивном возрасте и жаждут себя проявить. Некоторые из кандидатов также не скрывают, что определенный порядок вещей в судебной системе должен измениться, а далеко не все действующие судьи вызывают у них уважение в силу своих моральных и профессиональных качеств.
В общем, ситуация в отношениях между действующими судьями и участниками отборов, кажется, зашла настолько далеко, что вряд ли пройдет без последствий для обеих сторон. Похоже, что в данной ситуации снять напряжение может только быстрое решение Верховного Суда и не менее быстрые действия Высшего совета правосудия, которые не дадут развиться дыму уже заметного конфликта до размеров масштабного пожара, способного окончательно рассорить разные поколения судей и заложить отрицательный микроклимат в коллективах судов на годы вперед.