РРО в смартфоне и новый лимит доходов для единщиков: что подписал Президент

14:43, 18 октября 2019
Когда и для кого станет обязательным применение РРО.
РРО в смартфоне и новый лимит доходов для единщиков: что подписал Президент
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Президент Украины Владимир Зеленский подписал скандальные законы о детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, направленные на внедрение программных регистраторов расчетных операций и внедрение механизма «кешбек».

Речь идет о двух законах:

Законы были приняты ВР 20.09.2019 г. в «турборежиме» с минимальным количеством уступок, которые власть позволила себе сделать мелким и средним бизнесменам, хотя последние требовали эти законы вообще ветировать.

Одновременно Президент подписал Указ №761/2019 «О неотложных мерах по обеспечению благоприятных условий для деятельности физических лиц — предпринимателей». Согласно документу, Кабинет министров должен обеспечить создание Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства с привлечением к его работе представителей общественных организаций, представляющих интересы малого бизнеса.

В двухнедельный срок с участием упомянутого Совета должны быть разработаны и внесены на рассмотрение парламента законопроекты, направленные на либерализацию условий и критериев отнесения физических лиц — предпринимателей к первой группе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в частности путем установления большего размера предельного объема их дохода в течение календарного года, предоставления им права использовать труд наемных лиц, а также расширения перечня видов деятельности, которые могут осуществлять такие субъекты хозяйствования.

Также должен быть подготовлен законопроект о введении двухлетнего моратория на проведение проверок ФОП (кроме осуществляющих высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) по соблюдению ими порядка применения регистраторов расчетных операций и смягчения ответственности этих лиц за нарушение ими установленного порядка предоставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО.

Кроме того, должны быть приняты необходимые меры для обеспечения прозрачных и необременительных процедур регистрации расчетных операций при реализации товаров и услуг через интернет и произведены разъяснения о порядке применения таких процедур.

С 1 января 2020 года должна быть обеспечена возможность тестирования налогоплательщиками при осуществлении расчетных операций бесплатного программного решения для использования такими плательщиками программных регистраторов расчетных операций.

Что именно приняла Рада

Принятыми законами предлагается внедрение в практику так называемых программных расчетно-кассовых операций. Функцию программного РРО сможет выполнять любое устройство (компьютер, планшет, смартфон), на который установлено соответствующее программное обеспечение. При этом Государственная налоговая служба Украины должна обеспечить программным решением для использования субъектом хозяйствования программного РРО бесплатно, а регистрация программного РРО будет осуществляться через электронный кабинет.

Таким образом, смогут выдать электронный чек с использованием смартфона. Этот чек отправляется на сервер Государственной налоговой службы и там хранится.

Обязательным использование РРО для плательщиков единого налога II-IV групп налогообложения станет с 1 января 2021 года.

Кроме того, с 1 января 2021 изменяется максимальный порог доходов плательщиков единого налога II группы: он повышается с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн.

Для тех, кто вошел в «группу риска», применение РРО обязательно независимо от размера оборота.

К группе риска депутаты отнесли:

- реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

- реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере здравоохранения;

- реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органического происхождения образования и полудрагоценных камней;

- реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках);

- реализацию деталей и запчастей для автотранспортных средств, в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом министров Украины;

- розничную торговлю подержанными товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

- деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (в указанной норме фигурирует продажа воды, молока, кваса, масла, живой рыбы из автоцистерн, бочек и бидонов; обедов и безалкогольных напитков в столовых и буфетах учебных заведений);

- деятельность туристических агентств, туристических операторов;

- деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД).

Применение регистратора расчетных операций начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за месяцем превышения порога оборота, и продолжается в последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

Штрафы, которые придется платить предпринимателю

Главное, что беспокоит предпринимателя, — это непомерные штрафы.

В Законе №265/95-ВР штрафные санкции содержатся в статьях 17-20, 24, 29.

Ранее, если были проведены операции на неполную сумму стоимости проданных товаров или операция прошла мимо РРО, выявлялось отклонение наличной суммы от суммы, указанной в дневном отчете (для юрлиц), был не распечатан чек, предприниматель должен был уплатить штраф в размере 100 процентов проданного товара.

Такой же размер штрафа предприниматель теперь заплатит за нарушение, допущенное впервые. За повторное нарушение штраф составит уже 150% (но не менее 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан).

Правда, до 1 октября 2020 года штрафы составят 10% и 50% соответственно.

Размер штрафов связан с появлением так называемого «кешбека». О нем будет сказано отдельно.

Штрафы в необлагаемых налогом минимумах предусмотрены за:

- неиспользование расчетной книжки или книги учета;

- отсутствие контрольной ленты (30 НМДГ);

- отсутствие предварительного программирования товаров (300 необлагаемых минимумов грозит тем, кто поленится предварительно запрограммировать подакцизные товары, пять — обычные);

- неподачу отчетности за использование РРО.

Ранее эти суммы составляли 5, 10 и 20 ННМДГ. Санкция за реализацию неучтенного товара составляла их двойную стоимость, но не менее 10 НМДГ. Правда, это не касалось только единщиков без НДС.

Размеры штрафов испугали предпринимателей, которые предоставляют своим клиентам скидки на купленный товар или предоставленную услугу. Они считают, что налоговики могут придраться к скидке как к неполной сумме проданного товара и выписать штраф.

Кроме того, вносить в программу десятки тысяч товаров вручную весьма утомительно, тем более с помощью телефона. Точно так же их придется менять и восстанавливать в случае поломки смартфона.

Доносительство и «кешбек»

Чтобы стимулировать участников рынка пользоваться нововведениями, законами предлагается ввести с 1 октября 2020 года так называемый механизм «кешбек», предусматривающий возможность осуществления компенсации покупателю (потребителю) 100% стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) за счет части штрафных санкций за нарушение требований по РРО, применяемых по его жалобе.

Благодаря этому закону в Налоговом кодексе появился пункт 14.1.279, который раскрыл понятие «компенсация части суммы штрафных (финансовых) санкций, определенных по данным СОД РРО».

Это денежные средства, перечисляемые покупателям (потребителям) за счет штрафных (финансовых) санкций, примененных контролирующими органами по результатам проведенной проверки по жалобе покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций.

Говоря простыми словами, введены «премии» тем покупателям, которые доносят на продавцов, нарушающих правила работы с РРО. Премия будет составлять 100% стоимости приобретенных товаров. И 50% получит государство. Отсюда и размер штрафа — 150%.

Такие премии будут платиться при условии покупки на сумму более чем на 850 гривен. Отследить чек можно будет через специальную систему.

Правда, доноситель получит эти деньги только после уплаты штрафа нарушителем, что, естественно произойдет после соответствующей налоговой проверки. Результаты которой, скорее всего, ФОП обжалует. Эти доходы осведомителей даже облагать налогом не собираются.

Таким образом, государство узаконило доносительство в бизнесе и официально обязалось его оплачивать.

Сам бизнес не в восторге от этой идеи, поскольку видит в этом следующие риски:

- увеличение проверок на основании недобросовестных обращений покупателей через личностное негативное отношение или желание дискредитировать конкурентов;

- применение субъективного подхода контролирующих органов к возможности проведения проверки;

- невозможность установления факта покупки товаров именно тем покупателем, который подал заявление, и тому подобное;

- конкуренты начнут подделывать чужие чеки и предъявлять их контролирующему органу;

- появятся потребители, желающие если не заработать на кешбеке, то хотя бы получить бесплатно товар.

Привлечь же к ответственности недобросовестного потребителя, который этим воспользуется, довольно проблематично.

Заверения председателя ГНС Сергея Верланова о том, что пользоваться в корыстных целях этими нормами никто не сможет, поскольку идентифицировать жалобщика легко, выглядят довольно неубедительно.

По мнению налоговиков, любой заявитель, который подает информацию о нарушениях, должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика. То есть покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая служба будет проверять не только правомерность действий продавца, но в первую очередь — оценивать достоверность документов, приобщенных к жалобе.

Каким образом это остановит заинтересованных лиц, фискалы не поясняют.

Результатом применения этого механизма на практике может стать тенденция появления специализированных структур, основной деятельностью которых станет поиск расчетных документов субъектов хозяйствования с целью последующего обращения в контролирующие органы и инициирование проведения проверки субъектов хозяйствования на предмет подлинности и достоверности заявленных в расчетных документах данных.

Критика законопроекта

Законопроекты были раскритикованы еще на стадии обсуждения в комитетах парламента. К процессу подключилась Государственная регуляторная служба, которая дала негативное заключение на их содержание.

По заверениям властей, принятые законы направлены на борьбу с использованием ФОПов крупными предприятиями для уклонения от налогообложения, а также на противодействие завозу серого и черного импорта. Такой импорт сбывается крупными торговыми сетями с помощью незарегистрированных кассовых аппаратов, количество которых определить невозможно, но, по словам специалистов, 30% выданных чеков отсутствует в базе.

Таким способом государство пытается отучить единщиков торговать контрабандным товаром, что, по мнению чиновников, приведет к прекращению завоза в страну контрабанды и увеличению доходности бюджета.

ДРС же считает, что увеличение фискального давления, в том числе за счет механизма расширения сфер применения РРО, никоим образом не может использоваться в качестве борьбы с фактами реализации неучтенной или контрабандной продукции.

Малый бизнес подозревает, что имеют место совсем другие причины для принятия этого закона, и обращает внимание властей на то, что сначала нужно навести порядок в работе крупного бизнеса и остановить схемы незаконного импорта. Проблема, по мнению предпринимателей, в отсутствии механизмов контроля за сбытом товаров, а также в невозможности привлечь к ответственности продавца. Отслеживать только движение чека недостаточно — нужно отслеживать и движение самого товара.

Бывший депутат Верховной Рады, а ныне экономический эксперт Оксана Продан подчеркивает, что в стране 14 тысяч таможенников, но почему-то власть наводит порядок не в их работе, а пытается взять в оборот миллион ФОПов. Тем более законопроекты не решают проблему использования ФОПов крупным бизнесом.

Неудивительно, что в предпринимательской среде ширятся слухи, что таким способом их пытаются выдавить из бизнеса крупные холдинги, которым не нужны мелкие конкуренты. Косвенно об этом свидетельствует то, что серьезные организации с большими оборотами поддержали оба законопроекта. Сам крупный бизнес особо не комментирует данный вопрос, но уже очевидно, что он извлечет из него свою выгоду, например, дистрибьюторы на вполне законных основаниях смогу контролировать соблюдение магазинами рекомендуемых розничных цен (РРЦ). Как правило, торговцы нарушали РРЦ под любыми предлогами, поскольку всегда быстрее и проще продать товар подешевле.

Кроме того, единщиков пугают расходы на фискализацию и вполне возможная неготовность программного обеспечения к промышленной эксплуатации. Внимание законодателя не раз обращали на плохое качество интернета (а в некоторых районах — и его полное отсутствие) и вынужденную необходимость приобретать не всем нужные смартфоны, а также непонятно, для чего делать бумажные документы.

То, что электронный чек будет храниться в налоговой базе на сервере фискалов, тоже не обнадеживает, учитывая многочисленные случаи сбоев в работе государственных серверов.

Ранее «Судебно-юридическая газета» писала, что в ходе пресс-марафона Президент Владимир Зеленский прокомментировал необходимость судебной реформы.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде