Депутаты хотят упорядочить работу мини-пивоварен

09:00, 27 февраля 2021
Планируется ввести понятие «малый производитель пива» и внедрить отдельную ставку налогообложения для данной категории предпринимателей.
Депутаты хотят упорядочить работу мини-пивоварен
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

19-го февраля 2021 года, в Верховную раду Украины поступило два законопроекта, связанных единой задачей – регламентация работы мини – пивоварен. Это: проект Закона Украины «О внесении изменений в статью 215 Налогового кодекса Украины относительно установления пониженных ставок акцизного налога на алкогольные напитки (пиво) для малых производителей пива» № 5118; проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего" по упрощению хозяйственной деятельности по производству пива, вин виноградных, вин плодово-ягодных, напитков медовых».

Для начала, хочется обратить внимание читателей на очень важный вопрос! Как уже было сказано, законопроекты являются тесно связанными между собой. И поэтому непонимание вызывает вопрос – почему законопроект про внесение изменений в Налоговый Кодекс относительно введения акцизных ставок вносится и регистрируется раньше законопроекта, который вводит само понятие «малый производитель пива».

Можно представить, что в случае, если народные депутаты проголосуют законопроект № 5118, и не проголосуют законопроект № 5119, случится коллапс – ставка акциза будет введена, а новый вид деятельности нет! То есть, по сути, таким образом в законодательстве может появиться» мёртвая норма».  Поэтому, считаем, что раз уж по каким – то причинам законопроекты вносились и регистрировались в ВРУ именно таким образом, значит, их в любом случае необходимо рассматривать пакетом.

История вопроса

Авторы законопроекта (группа народных депутатов от разных политических сил) при разработке законопроектов акцентировали внимание на том, что пивная отрасль в Украине уменьшила объёмы производства на 40 % в течение 2012 – 2017 годов. Поэтому, можно с уверенностью говорить о серьёзном отраслевом кризисе.  На это повлиял ряд факторов, среди которых законодательные нововведения в части приравнивания пива к крепкому алкоголю, повышение акцизной ставки, изменения условий лицензирования и рекламы, и тому подобное. В результате чего, это привело к увеличению налоговой нагрузки и сделало убыточной пивоваренную деятельность, в частности, для малых пивоварен. Кроме того, рынок пива имеет признаки скрытой монополии, что объясняется наличием небольшого количества ключевых производителей.

Кроме того, с 12 марта 2020 на всей территории Украины было установлено ряд ограничительных карантинных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19). В частности, в течение 3 месяцев было запрещено работу заведений общественного питания (ресторанов, кафе и т.д.).

Остановка деятельности ресторанов и кафе на время карантина, в том числе, сильно ударило по производителям крафтовой продукции. В частности, в пивной отрасли больше всего пострадали Крафт пивоварни (маленькие независимые пивоварни, которые готовят напиток по традиционным рецептам), которые являются частью экосистемы ресторанного бизнеса. Поскольку такие производители привязаны к офлайн-площадкам и ограничены каналами сбыта (они не имеют доступа к сети продуктовых магазинов и супермаркетов), для них практически неподъемной ношей стало налоговая нагрузка в сочетании с выплатой кредитов и арендной платы.

Также, народные депутаты вполне резонно отметили, что, на сегодня, в нашей стране в законодательстве отсутствует само понятие «Крафтовое Пиво», а также «Мини – пивоваренное производство (завод)». Однако, в целях стимулирования развития крафтового пивоварения, в 2016 году был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году», которым было установлено пониженную стоимость лицензии на оптовую торговлю для пивоварен с объемом производства менее 3000 гектолитров в год, тем самым отделив мелкий бизнес от крупных производителей пива. Стоит отметить, что предусмотренный предельный объем производства пива в 3000 гектолитров в год является меньшим в 66 раз от общепринятой европейской нормы в 200 000 гектолитров пива в год.

Годовая плата за лицензии на право оптовой торговли исключительно пивом для таких производителей составляет 30 000 гривен, в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего».

Цели и задачи

Ввиду того, что законопроекты чётко объединены едиными целями и задачами, считаем логичным рассмотреть проанализировать цели и задачи их принятия пошагово.  Итак, согласно пояснительно записке к проекту Закона Украины № 5119, он разработан с целью гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС, упрощения хозяйственной деятельности по производству алкогольных напитков для малых производителей пива и производителей винодельческой продукции, создание условий для развития малого предпринимательства и улучшения инвестиционной привлекательности в отрасли пивоварения и виноделия. Соответственно, главной целью разработки и принятия законопроекта № 5118, является та же цель, что и у законопроекта № 5119, но с поправкой на необходимость установления пониженных ставок акцизного налога на алкогольные напитки (пиво) для малых производителей пива.

Основные положения законопроекта № 5119

Предполагается внести изменения в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего», а именно, ввести определение термина «малые производители пива» - субъекты хозяйствования (в том числе иностранные субъекты хозяйствования, которые действуют через свои зарегистрированные постоянные представительства), осуществляющие по полному технологическому циклу производство пива в объеме, не превышающем 200 000 гектолитров в год, используют помещения, физически находятся отдельно от территории любой другой пивоварни и не производят пиво на основании договора (лицензии) о праве использования торговой марки или производственного процесса другого производителя.

Малые производители пива не должны быть связанными лицами в значении подпункта 159 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Украины с другими производителями пива. Иначе, они не будут иметь права называться «малыми производителями» и будут считаться единым производственным комплексом (пивзаводом), если они находятся на территории и пользуются оборудованием такового. Данная норма является абсолютно резонной, так устраняет возможность минимизации налогообложения крупными производителями за счёт фактической и юридической разбивки производства на несколько малых производителей.  

Оговорка - если два или более пивоваренных заводов сотрудничают, объединённый годовой объем произведённой ими продукции не превышает 200 000 гектолитров в год, такие пивоваренные заводы рассматриваются в качестве единого независимого пивоваренного завода.

Также, закон разработан для:

  • установления неограниченного срока действия лицензии на производство пива, вин виноградных, вин плодово-ягодных, напитков медовых;
  • отмены обязательной аттестации производства для производителей пива, вин виноградных, вин плодово-ягодных, напитков медовых каждые пять лет;
  • отмены необходимости получения отдельной лицензии на оптовую торговлю для предприятия, получившего лицензию на производство алкогольных напитков (пива) и производит до 200 000 гектолитров пива в год;
  • исключения нормы по применению финансовых санкций в виде штрафов до субъектов хозяйствования в случае оптовой торговли пивом более 3000 гектолитров пива в год, при наличии лицензии, годовая плата за которую установлена ​​в размере 30000 гривен;
  • дифференциации штрафных санкций для малых производителей пива и винодельческой продукции за непредставление или несвоевременное представление отчета или представления отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и / или обращения алкогольных напитков в орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины выдавать соответствующие лицензии.

Основные положения законопроекта № 5118

Предлагается внести изменения в подпункт 215.3.1 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины, в частности, изменить схему начисления ставки акцизного налога на пиво для малых производителей пива в соответствии с положениями Директивы 92/83 / ЕЭС, установив ее в размере 1,39 гривен на 1 литр пива.

По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит ввести дифференциацию ставок акциза на пиво, в соответствии с ежегодным объемом производства соответствующих пивоваренных заводов, к пиву, что варят малые пивоваренные заводы с объемом производства до 200 000 гектолитров в год и снижение ставок акцизного налога для таких производителей на 50%.

Народные избранники надеются, закон, если таковой будет принят, предоставит законодательную возможность привлечь, прежде всего, внутренние инвестиции в пивную отрасль и создать столько необходимые рабочие места, атаке существенно увеличить производство пива в Украине. Опять же, вполне разумно, учитывая, что крафтовое пиво может стать дополнительным стимулом ля привлечения туристов в регионы его производства, а также возможно даже прибыльной статьёй экспорта.

Как говорится - время покажет! 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Литвиненко
    Олександр Литвиненко
    секретар Ради національної безпеки і оборони України
  • Наталя Бжассо
    Наталя Бжассо
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Володимир Біоносенко
    Володимир Біоносенко
    голова Миколаївського окружного адміністративного суду
  • Василь Кузь
    Василь Кузь
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Тетяна Фетісова
    Тетяна Фетісова
    суддя Черкаського апеляційного суду