Как писала «Судебно-юридическая газета», 25 января Национальное агентство по предотвращению коррупции направило на повторное рассмотрение Правительственным комитетом доработанный проект Государственной антикоррупционной программы на 2023-2025 годы.
Заместитель Председателя НАПК Андрей Вишневский отметил, что «НАПК учло все полученные в документ предложения, кроме откровенно направленных на выхолащение его ключевого содержания и назначения».
А именно с 5 институциями из числа участников дополнительных согласовательных процедур (Высший совет правосудия, Рада судей, Национальная школа судей, Антимонопольный комитет и Государственная налоговая служба) остались отдельные разногласия.
«Эти разногласия лежат по другую сторону красных линий, по которым антикоррупционная программа превращается в «прокоррупционную», - отмечается на сайте НАПК. По мнению Агентства, эти разногласия могут быть устранены только путем отклонения соответствующих предложений и замечаний, но это решение должно приниматься на политическом уровне Правительственного комитета и Кабинета Министров, «поскольку НАПК никогда не поддержит их учет».
В частности, среди предложений НАПК – обеспечение осуществления электронного судопроизводства, в том числе путем введения возможности рассмотрения онлайн определенных категорий дел независимо от местонахождения сторон и суда, «что, в частности, способствует равномерному распределению дел между судами и судьями».
Так, эксперты рекомендуют «внести изменения в процессуальные кодексы, предусматривающие экстерриториальное распределение дел между судами, если они решаются с помощью электронного суда. Это позволило бы выровнять нагрузку на суды, поскольку дела, разрешаемые через систему «Электронный суд», распределялись бы между судами и судьями без учета традиционных правил территориальной подсудности – дистанционное рассмотрение делает неважным местонахождение суда».
С целью реализации соответствующих предложений в проекте Государственной антикоррупционной программы на 2023-2025 годы предлагается определить по результатам анализа категории дел, которые могли бы рассматриваться указанным способом без ущерба правам и интересам участников производств, и на основе рекомендаций такого анализа подготовить и принять необходимые законодательные изменения.
Подготовка проекта закона, предусматривающего осуществление судебного разбирательства онлайн независимо от местонахождения сторон и суда для отдельных категорий дел в соответствии с рекомендациями, указанными в аналитическом отчете, планируется до января 2024 года.
Ответственными органами в этом случае будут Минцифры и Министерство юстиции Украины.
Вместе с тем, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», реализовать такое рассмотрение без электронной формы дела невозможно, а для этого необходимо завершить работу над ЕСИТС.
Также мы писали, что Верховный Суд обращался с запросом европейским коллегам, и, в частности, эксперты Европейской комиссии по вопросам эффективности правосудия (CEPEJ) подтвердили, что дистанционная форма участия судьи в заседании не противоречит европейским стандартам, и такая возможность предусмотрена в законодательстве некоторых европейских стран.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.