Судебная реформа должна стать центральной для Украины, - Washington Post

13:22, 13 февраля 2023
Некоторые реформы сами по себе нуждаются в реформах, поэтому нужна отдельная «юридическая пожарная команда», которая займется планом судебной реформы, считают внешние эксперты.
Судебная реформа должна стать центральной для Украины, - Washington Post
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В дальнейшем Украину может ждать еще одна волна судебной реформы, которая должна стать центральной. При этом план этой реформы может быть подготовлен при участии западных экспертов. Об этом пишет Washington Post в редакционной статье «Встряска в Украине вскрывает более глубокие проблемы», где высказывает мнение о приоритетных реформах, необходимых Украине в свете последних событий с задержаниями и обысками у чиновников.

«В своем последнем Индексе восприятия коррупции за 2022 год Transparency International поставила Украину на 116-е место среди 180 стран — улучшение по сравнению с предыдущим годом, но все еще второе худшее место в Восточной Европе после России.

На Капитолийском холме, где некоторые республиканцы в Конгрессе пригрозили оспорить помощь Украине, Киеву следует ожидать, что законодатели потребуют отчетности за средства, поступающие из Вашингтона», - отмечает редакция.

Также редакция предполагает, что перед Украиной будет стоять задача провести глобальную судебную реформу.

«Киев столкнется с длительной программой реформ, прежде чем он сможет присоединиться к ЕС. Украина добилась некоторых улучшений с точки зрения прозрачности, особенно в отслеживании и учете иностранной экономической и военной помощи.

Однако в основном ему не удалось создать систему, гарантирующую верховенство права, что является ключевым недостатком в преодолении его советского наследия.

Центральное место в этой проблеме занимает продолжающееся сопротивление судебной реформе среди украинских судей», - считает редакция Washington Post.

«Прошлым летом крупная международная конференция стран-доноров, посвященная помощи Украине, завершилась заявлением с призывом «систематически укреплять верховенство права в стране».

Внешние эксперты предложили ряд реформ, в том числе проверку кандидатур судей на компетентность, честность и политическую независимость.

Г-н Зеленский был сторонником судебной реформы, но ему не хватает полномочий для ее реализации.

Толчок, если он будет реализован, должен исходить от западных союзников Украины, чье влияние огромно, но которые могут не захотеть отвлекать внимание от всеобъемлющего международного приоритета — помочь Украине в войне. Может случиться так, что страна, борющаяся за свое выживание, плохо подготовлена и слишком рассеяна, чтобы проводить системные реформы. Но день расплаты для Украины не может откладываться до бесконечности. Собственные устремления Киева зависят от установления верховенства права. Тут есть над чем работать», - говорится в материале.

При этом редакция Washington Post ссылается на рекомендации, высказанные в материале Atlantic Council по завершению первой Конференции по восстановлению Украины в Швейцарии (Лугано) 4-5 июля 2022 года, где представители 42 стран-доноров и пяти международных организаций приняли декларацию. Этот документ определил семь принципов восстановления Украины.

«Украине необходимо будет создать «юридическую пожарную команду», которая будет иметь полномочия и ресурсы для осуществления радикальных изменений и реформ всей правовой системы, которые потребуются, чтобы значительно улучшить верховенство права в Украине.

Усилия по проведению правовой реформы с момента обретения независимости увенчались некоторыми локальными успехами. Прокуратура претерпела частичную реформу и уже не является тем монстром, каким она была в ранний постсоветский период. Новые законы изменили полномочия полиции, а некоторые новые институты, такие как НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро), были созданы при поддержке Запада.

К сожалению, некоторые реформы сами по себе нуждаются в реформах. Судебная система остается в беспорядке. Запад, настаивавший на независимости судебной системы, не предвидел, что такая возросшая независимость приведет к появлению сегментов судебной системы, которые счастливо будут чувствовать себя независимыми в том смысле, что они будут полностью неподотчетными.

Как может выглядеть «юридическая пожарная команда» и каковы ее полномочия?

В идеале она должна состоять из трех компонентов: исполнительного комитета; вспомогательный персонал Исполнительного комитета; и Консультативный совет при Исполнительном комитете, который будет состоять из 10-15 украинских юристов с опытом работы не менее 10 лет в различных областях практики.

Ожидается, что этот Совет поможет определить основные препятствия на пути реформы и будет служить постоянным наблюдательным советом для всех предлагаемых изменений и реформ, формулируемых Исполнительным комитетом.

Исполнительный комитет должен состоять не менее чем из двух высокопоставленных представителей власти, по одному от Офиса Президента и одного от Кабинета Министров, и двух депутатов Верховной Рады Украины. Остальная часть исполнительного комитета должна состоять из людей с подготовкой и опытом, имеющих отношение к этому проекту, некоторые из западных стран, которые также имеют опыт работы в Украине или других постсоветских странах, и параллельный набор украинцев с опытом работы в аналогичных профессиях.

В частности, было бы полезно иметь трех опытных судей с Запада, двух из стран с англо-американскими правовыми системами общего права и одного из страны с системой гражданского права ЕС, а также двух украинских судей, один судья суда первой инстанции и один с опытом работы в апелляционном, Верховном или Конституционном суде.

Исполнительному комитету с помощью вспомогательного персонала и Консультативного совета будет поручено разработать целостный план реформ.

Операционные цели проекта будут включать значительное снижение коррупции, повышение общей эффективности правовой системы и предотвращение вредных непредвиденных последствий, которые возникают, когда предлагаемые изменения не продуманы должным образом.

Весь проект должен финансироваться консорциумом стран и международных организаций, которые будут инвестировать в восстановление Украины.

Временные рамки составят три года с дополнительным годом, если потребуется завершить некоторую часть проекта. Чтобы проект имел смысл, в принципе потребуется конкретное и публичное обязательство как исполнительной, так и законодательной ветвей власти Украины принять реформы, предлагаемые и инициированные Исполнительным комитетом.

Ежегодное финансирование проекта западными сторонниками должно зависеть от выполнения украинским правительством своей части сделки», - отмечается в материале.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Микола Стефанчук
    Микола Стефанчук
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Світлана Бакуліна
    Світлана Бакуліна
    суддя Верховного Суду у Касаційному господарському суді
  • Оксана Бірса
    Оксана Бірса
    голова Дніпровського районного суду міста Києва
  • Оксана Терещенко
    Оксана Терещенко
    суддя Східного апеляційного господарського суду