В закон об обработке за рубежом информации, содержащей государственную тайну, предлагают внести изменения
Группа народных депутатов, среди которых член Комитета ВР по нацбезопасности Александр Федиенко, председатель Комитета по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас и другие зарегистрировали законопроект 11143, предлагающий изменения в закон о цифровизации военного учета, устанавливающий сбор широкого спектра персональных данных военнообязанных и их хранение в «облаке» за границей.
Примечательно, что законопроект был подан 3 апреля, а закон о цифровизации учета 3549-IX вступил в силу 4 апреля (законопроект 10062). Главным по обработке законопроекта определен Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности.
Напомним, что закон о цифровизации учета, вступивший в силу 4 апреля, предусматривает изменения в ч. 3 ст. 11 Закона об облачных услугах.
В частности, он буквально отменяет запрет на обработку информации, составляющую государственную тайну, с помощью облачных ресурсов и/или центров обработки данных, размещенных за границей во время действия военного положения.
«Обработка такой информации может осуществляться исключительно на территории государств-членов НАТО на основании совместного решения Министра обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины с неотложным уведомлением комитета Верховной Рады», - говорится в новом законе.
Как отметила заместитель министра обороны по вопросам цифрового развития и цифровизации Катерина Черногоренко, закон 3549-IX позволяет размещать ИТ-системы в облаках стран-членов НАТО, что улучшит обмен данными с партнерами.
Дословно новая редакция ч. 3 ст. 11 об облачных услугах теперь звучит так:
«Предоставление облачных услуг и/или услуг центра обработки данных публичным пользователям облачных услуг осуществляется с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных, о защите информации и кибербезопасности.
Запрещается обработка информации, составляющей государственную тайну, посредством облачных ресурсов и/или центров обработки данных, размещенных за границей или на временно оккупированной территории Украины или принадлежащих государству, признанному Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, или принадлежащих субъектам, деятельность которых подпадает под действие Закона Украины «О санкциях» и в отношении которых принято решение о применении санкций в Украине.
Требования, предусмотренные абзацем вторым настоящей части, во время действия военного положения не распространяются на обработку информации с помощью облачных ресурсов и/или центров обработки данных, размещенных за границей, в информационных, информационно-коммуникационных, электронных коммуникационных системах, владельцем (держателем, разработчиком) которых является Министерство обороны Украины, Вооруженные Силы Украины и другие образованные в соответствии с законами Украины военные формирования. Обработка такой информации может осуществляться исключительно на территории государств-членов НАТО на основании совместного решения Министра обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины с неотложным уведомлением комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого отнесен вопрос обеспечения контрольных функций Верховной Рады Украины по деятельности органов специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительными органами специального назначения и разведывательными органами».
Что предлагают депутаты
Законопроект 11143, внесенный вдогонку к закону о цифровизации учета, предусматривает новые изменения в упомянутую ч. 3 ст. 11 Закона «Об облачных услугах». А именно, ее предлагается выписать так:
«Предоставление облачных услуг и/или услуг центра обработки данных публичным пользователям облачных услуг осуществляется с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных, о защите информации и кибербезопасности.
На период действия правового режима военного положения Министерство обороны Украины может обрабатывать информацию в военной и оборонной сфере, в том числе служебную информацию и составляющую государственную тайну, в информационных, информационно-коммуникационных, электронных коммуникационных системах, владельцем (держателем) которых является Министерство обороны Украины, посредством облачных ресурсов и/или центров обработки данных, размещенных за границей, с соблюдением требований законодательства в сфере охраны служебной информации и государственной тайны.
Запрещается обработка служебной информации и информации, составляющей государственную тайну, с помощью облачных ресурсов и/или центров обработки данных, размещенных за границей (кроме случаев, предусмотренных в абзаце втором части третьей настоящей статьи), или на временно оккупированных территориях Украины, территориях государств , признанных Верховной Радой Украины государствами-агрессорами и/или государствами-оккупантами, или входящими в таможенные и военные союзы с такими государствами, или государств, к которым применены санкции, а также посредством облачных ресурсов и/или центров обработки данных, относящихся к физическим и юридическим лицам, к которым применены персональные экономические и другие ограничительные меры (санкции)».
Итак, законопроект уточняет порядок обработки информации в военной и оборонной сфере, в том числе служебной информации и информации, составляющей государственную тайну, посредством облачных ресурсов, размещенных за границей.
Также в статье об обороне предлагается установить, что Министерство обороны в порядке, установленном Кабинетом Министров, разрабатывает и утверждает отраслевые и/или целевые профили безопасности для информационных, электронных коммуникационных и информационно-коммуникационных систем, собственником (распорядителем) которых является Министерство обороны Украины и /или Вооруженные Силы Украины.
В Законе «О защите информации в информационно-коммуникационных системах» депутаты предлагают определить, что Министерство обороны Украины и Служба безопасности Украины, в порядке, установленном Кабмином, разрабатывают и утверждают отраслевые и/или целевые профили безопасности для информационных, электронных коммуникационных и информационно-коммуникационных систем, собственником (распорядителем) которых является Министерство обороны Украины и/или Вооруженные Силы Украины, и СБУ.
Напомним, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», народный депутат от «Голоса» Александра Устинова отметила, что данные Реестра призывников, военнослужащих и резервистов будут храниться в «облачном» хранилище на серверах за границей. На это иностранные партнеры выделят 100 млн. долларов США. В свою очередь, как указало Минобороны, новый закон позволит размещать данные в военных облачных хранилищах стран-членов НАТО.
Соответствующие изменения, позволяющие хранить персональные данные украинцев на серверах за рубежом, поддержал и пленарный зал Рады, несмотря на то, что вызвало немало критики. В частности, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко указал, что «нельзя размещать тайную и полностью тайную информацию на серверах за рубежом, тем более системы боевого управления во время войны. Это пример «простых решений», которые могут привести к катастрофическим последствиям, которые исправить будет невозможно».
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

















