Отбор нового главы АРМА будет проходить с участием международных экспертов – Рада приняла закон

13:00, 22 июня 2025
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Закон предусматривает проведение аудита АРМА, новый порядок назначения главы Нацагентства при участии международных партнеров, а также повышение окладов в АРМА.
Отбор нового главы АРМА будет проходить с участием международных экспертов – Рада приняла закон
Фото: АРМА
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховная Рада приняла в целом как закон законопроект №12374-д «об усилении институциональной состоятельности» Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА) и усовершенствования механизмов управления активами. За – 253.

Законопроект предусматривает изменение порядка формирования состава Конкурсной комиссии по отбору кандидата на должность главы АРМА.

Так, в состав конкурсной комиссии включаются:

  • 3 человека, определенных Кабмином, и
  • 3 человека, определенных Кабмином на основании предложений международных партнеров.

Предусматривается возможность финансирования деятельности конкурсной комиссии, ее членов и их помощников за счет привлечения международной технической помощи, то есть из внебюджетных источников.

Со дня вступления в силу данного закона начинается формирование Комиссии по проведению независимой внешней оценки (аудита) эффективности деятельности АРМА. Она принимает заключение аудита в течение 10 месяцев со дня вступления в силу данного закона.

Предлагается установить, что до назначения главы АРМА в порядке, предусмотренном новым законом, Кабмин может принять решение о досрочном прекращении полномочий главы АРМА в случае, если действия или бездействие Национального агентства привели к неэффективному управлению активом, переданным АРМА, незаконному использованию такого актива или иным образом создали угрозу причинения убытков государству, а также в случае наличия оснований для прекращения государственной службы по инициативе субъекта назначения, установленных Законом «О государственной службе».

Законопроектом предлагаются изменения относительно вопросов формирования, деятельности и функций Конкурсной комиссии по отбору кандидата на должность главы АРМА и Комиссии по проведению аудита эффективности деятельности АРМА.

С этой целью законопроектом предоставляется право:

  • членам Конкурсной комиссии собирать, проверять и анализировать информацию, в том числе с ограниченным доступом (кроме информации, отнесенной к государственной или банковской тайне), то есть конфиденциальной информации, коммерческой тайны, тайны о состоянии здоровья, служебной информации, сведений досудебного расследования, тайны усыновления, адвокатской тайны и т.д., касательно кандидатов на должность главы АРМА и их близких лиц;
  • членам Комиссии по проведению оценки собирать, хранить и анализировать информацию, необходимую для проведения аудита, в том числе персональные данные, информацию с ограниченным доступом;
  • членам Конкурсной комиссии и Комиссии по проведению оценки пользоваться помощью помощников (статус которых законопроектом не определен), которые будут иметь доступ к такому же объему информации, как и члены соответствующих комиссий.

Таким образом, членам Конкурсной комиссии и Комиссии по проведению оценки, их помощникам — лицам, которые не будут относиться к категории должностных (служебных) лиц и которые в соответствии с положениями законопроекта могут быть иностранцами, осуществляющими свои полномочия лишь в течение определенного периода, предлагается предоставить право постоянно собирать, проверять и анализировать информацию (в том числе информацию с ограниченным доступом) о кандидатах и предоставляется непосредственный доступ к открытым реестрам и информации от государственных органов, органов местного самоуправления, любых юридических лиц.

Предусмотрено, что решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы в суде только по вопросам соблюдения установленного данным законом порядка организации и проведения конкурса на занятие должности Главы АРМА. При этом решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в суде только кандидатом, который участвовал в конкурсе, или лицом, которое не было допущено к участию в конкурсе. Обжалование решения конкурсной комиссии не останавливает назначение победителя конкурса на должность Главы АРМА.

Также предусмотрен запрет для правительства на отмену полностью или в отдельной части актов АРМА.

Установлено, что любые письменные или устные указания, требования, поручения, направленные в АРМА или его работникам, касающиеся полномочий АРМА, но не предусмотренные законодательством, являются неправомерными и не подлежат исполнению.

Законопроектом предложено изменить условия оплаты труда работников АРМА, в частности предусмотрено определить составляющие заработной платы и размер должностных окладов работников АРМА для обеспечения «достаточных материальных условий для надлежащего выполнения ими служебных обязанностей», чтобы «компенсировать физические и интеллектуальные затраты работников».

При этом размер должностных окладов значительно превышает их размер, определенный действующей редакцией Закона об АРМА.

Вместе с этим в пояснительной записке к законопроекту указано, что «реализация проекта Закона не требует финансирования из государственного или местных бюджетов».

Как отметили в ГЮУ ВР, приведенные положения законопроекта не согласуются с Законом «О государственной службе» (в редакции закона о реформе оплаты труда госслужащих от 11.03.2025 №4282-ІХ), которым установлено, что схема должностных окладов определяется Кабмином по представлению НАГС.

Предусмотрено, что глава АРМА освобождается от должности в случае невыполнения им предписания Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) по урегулированию конфликта интересов, если таким предписанием установлено наличие реального или потенциального конфликта интересов, который носит постоянный характер и не может быть урегулирован иным способом, кроме как лишение частного интереса или увольнение.

Глава АРМА не может быть уволен Кабмином, а решение Кабмина о его назначении не может быть отменено Кабмином по иным основаниям, чем предусмотренные в законе.

Кроме того, глава АРМА может быть отстранен от должности только по основаниям и в порядке, установленных УПК (хотя глава АРМА является государственным служащим и на него распространяется действие Закона «О государственной службе», статьей 72 которого предусмотрены случаи, когда государственный служащий может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей во время осуществления дисциплинарного производства в отношении него). При таком правовом регулировании исключается отстранение главы АРМА от выполнения должностных обязанностей в случае совершения им дисциплинарного проступка и осуществления дисциплинарного производства.

Установлено, что заместители главы АРМА слагают свои полномочия в день назначения нового главы АРМА.

Законопроектом закон об АРМА дополняется статьей относительно подразделений внутреннего контроля и его полномочий.

Законопроект предусматривает и существенные изменения в части управления арестованными активами, в частности предлагается:

  • разделить активы на простые и сложные и, соответственно, применять различные механизмы управления ими;
  • управление активами из числа арбитражных управляющих и частных исполнителей заменить отбором управляющих с использованием электронной системы закупок;
  • осуществлять закупку услуг по управлению активами в случае, если управляющий простого или сложного актива не определен в результате проведения повторного отбора управляющего путем проведения открытых торгов в соответствии с Законом «О публичных закупках»;
  • осуществлять периодические проверки эффективности управления арестованными активами, переданными АРМА в управление.

АРМА в течение 6 месяцев со дня вступления в силу данного закона проводит комплекс мероприятий, направленных на идентификацию активов, переданных ему в управление до вступления в силу данного Закона, которые по состоянию на день вступления в силу данного Закона не переданы в управление управляющим, с целью установления их характеристик и особенностей, определения их рыночной стоимости, экономического потенциала и возможности осуществления эффективного управления ими и сохранения их экономической стоимости.

В случае если по результатам идентификации актива будет установлено, что эффективное управление им и сохранение его экономической стоимости невозможно, АРМА готовит и направляет прокурору, осуществляющему процессуальное руководство в соответствующем уголовном производстве, обоснованное обращение относительно необходимости изменения способа управления активом или принятия других мер в отношении арестованного имущества в соответствии с УПК.

В случае если по результатам идентификации актива будет установлено, что эффективное управление им и сохранение его экономической стоимости возможно, АРМА, в течение 40 рабочих дней со дня завершения идентификации такого актива, обеспечивает объявление отбора управляющего активом в порядке, определенном Законом об АРМА.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый