1 апреля — декларации не верю?

10:34, 26 марта 2012
Газета: 11 (129)
Реформирование антикоррупционного законодательства, как известно, проходило на фоне жестких дискуссий. Три...
1 апреля — декларации не верю?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Реформирование антикоррупционного законодательства, как известно, проходило на фоне жестких дискуссий. Три закона, принятых 11 июня 2009 г. («Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения»), сначала собирались ввести в действие с 1 января 2010 г., потом – с апреля 2010 г. Позже и эту дату изменили на 1 января 2011 г. Но в январе прошлого года все эти законы были признаны утратившими силу, и 7 апреля был принят, хотя и не без споров, новый Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» №3206-VI, внесенный Президентом Украины Виктором Януковичем.

 

Документ предусматривал, прежде всего, предоставление лицами, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 4, до 1 апреля 2012 г. декларации об имущественном положении, доходах и расходах, а также ее публикацию в официальных печатных изданиях. Как известно, новая форма декларации требует отчитываться о покупке недвижимости и транспортных средств, а также любых предметов стоимостью более 150 тыс. грн. Кроме того, Законом №3206-VI устанавливался запрет этим же категориям чиновников принимать участие в общем собрании предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли. Отметим, что среди лиц, о которых в обоих случаях шла речь, – Президент, спикер ВР, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, Генпрокурор, народные депутаты, депутаты местных советов, госслужащие, должностные лица местного самоуправления, судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, председатель, члены и дисциплинарные инспекторы Высшей квалифкомиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой комиссии, члены Высшего совета юстиции и др. Однако впоследствии в законе обнаружились «технические нюансы». Относительно них Конституционный Суд Украины и принял 13 марта свое Решение №6-рп/2012.

 

Необратимые декларации

 

У народных избранников, которые должны были подать декларации до 1 апреля 2012 г., почти сразу обнаружились замечания к Закону №3206-VI, с которыми они и обратились в КСУ. По их мнению, заключительные положения этого закона, согласно которым в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2011 г. сведения о расходах предоставляются с 1 января 2012 г., не соответствуют Конституции в аспекте необратимости действия во времени нормативных актов. Они посчитали, что финансовый контроль, в частности, обязанность подавать декларацию по форме, предусмотренной ст. 12 Закона, распространяется только на те правоотношения, которые возникли после вступления ст. 12 в силу – т. е. с 1 января 2012 г. И поскольку расходы этих лиц впервые подлежат декларированию, то и декларироваться по утвержденной форме должны затраты с начала этого года, а не с 1 июля 2011 г. до 31 декабря 2011 г.

 

Конституционный Суд Украины согласился с позицией депутатов, признав п. 2 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона №3206-VI о предоставлении сведений о расходах, осуществленных за период с 1 июля по 31 декабря 2011 г., противоречащим ч. 1 ст. 58 Конституции. В обоснование своей точки зрения судьи КСУ указали, что, поскольку ст. 12 Закона вступила в силу с 1 января, то и обязанность соответствующих должностных и служебных лиц относительно декларирования своих расходов возникла с этой же даты. Таким образом, лица, которые претендуют на занятие должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и лица, которые уже занимают соответствующие должности, должны вносить в декларации по форме, установленной Законом, сведения о расходах, осуществленных с начала текущего года. Как сказано в решении №6-рп/2012, КСУ уже высказывал позицию относительно необратимости действия во времени нормативно-правовых актов: к событию, факту применяется тот закон или акт, во время действия которого они имели место. Действие акта не может распространяться на правоотношения, возникшие и окончившиеся до вступления его в силу (решения КСУ №1-зп от 13 мая 1997 г., №1-рп/99 от 9 февраля 1999 г., №3-рп/2001 от 5 апреля 2001 г.).

 

«Техническим нюансом» назвал вопрос об отсрочке предоставления деклараций народный депутат Украины Валерий Бондык. Как он отметил, «здесь действительно закралась ошибка. Никто не скрывает своих доходов и расходов. Однако сами бланки и формы декларации (это уже подзаконный акт) утверждает налоговая администрация, а согласовываются они Министерством юстиции. Правильно указывать прошлогодние расходы, потому что мы отчитываемся за прошедший год. Вот это как раз был технический нюанс, и этим было вызвано обращение».

 

В оппозиции уверены, что решение КСУ было принято с одной целью: избежать декларирования расходов перед парламентскими выборами. В Партии регионов такие заявления называют «инсинуациями»: «Все кандидаты в народные депутаты в обязательном порядке будут подавать декларации о доходах и расходах, это является обязательным условием для регистрации кандидата».

 

Право на долю

 

Другой, не менее примечательный «нюанс»: Конституционный Суд Украины признал право чиновников принимать участие в общем собрании хозяйственных обществ. Рассматривая п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона №3206-VI, Суд пришел к выводу, что установленный запрет лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, принимать участие в общем собрании предприятий или организаций, имеющих целью получение прибыли, противоречит ст. 24 и 41 Конституции.

 

Аргументация КСУ состоит в том, что эти лица, как и другие граждане, имеют право владеть, управлять и распоряжаться своей собственностью. Как сказано в решении Суда, согласно Основному Закону, право частной собственности является незыблемым (ст. 41); граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом (ст. 24) и все субъекты права собственности равны перед законом (ст. 13), а согласно ч. 3 ст. 319 Гражданского кодекса, всем собственникам обеспечиваются равные условия осуществления своих прав. Лица, уполномоченные на выполнение функций государства и органов местного самоуправления, как и другие физические и юридические лица, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, в т. ч. с целью приобретения и реализации корпоративных прав, – заключает КСУ. При этом его судьи считают, что запрет лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, входить в органы управления предприятий и организаций, имеющих целью получение прибыли, не противоречит Конституции Украины.

 

Таким образом, министры, народные депутаты, судьи и другие лица имеют право на приобретение акций (долей, паев) хозяйственного общества, управление им путем участия в общем собрании участников (акционеров), получение дивидендов и т. п. Но они по-прежнему не могут входить в состав органа управления такого предприятия или организации, в частности, быть председателями или членами наблюдательных совет, правлений, ревизионных комиссий, а также председателями или членами иных органов общества, если создание таковых предусмотрено уставом общества. Как подчеркнули судьи КСУ, «в преамбуле рекомендаций Комитета министров Совета Европы сказано, что хотя публичные служащие и наделены особыми правами и обязанностями для выполнения функций государства, однако они являются гражданами, поэтому за ними следует признавать те же права, что и за другими гражданами в той мере, насколько это возможно».

 

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

**Акцент**

 

На пресс-конференции, состоявшейся после оглашения решения КС, заместитель главы КСУ Юрий Баулин отметил, что народные депутаты и госслужащие по-прежнему должны будут подавать декларации о доходах. «Я акцентирую внимание на том, что это не освобождает чиновников от обязанности декларировать свои доходы в соответствии с действующим законодательством», – заявил он

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду