Курс на дерегуляцию

15:41, 16 апреля 2013
Газета: 14 (182)
С 2010 г. в Украине осуществляется программа экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»...
Курс на дерегуляцию
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,

«Судебно-юридическая газета»

 

С 2010 г. в Украине осуществляется программа экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», одним из основных аспектов которой является развитие предпринимательства. С этой целью был разработан ряд нормативно-правовых актов, направленных на изменение подходов к осуществлению государственного надзора за хозяйственной деятельностью и введение ответственности органов государственного надзора за ущерб, причиненный субъекту хозяйствования неправомерными действиями, несоблюдением процедуры осуществления государственного надзора, а также на создание условий для стабильного развития предпринимательства.

 

Особенности национального предпринимательства

В сфере малого и среднего предпринимательства в Украине занято около 7,5 млн лиц – 41% занятого населения работоспособного возраста. Доля малого и среднего бизнеса в общих объемах реализации продукции составляет 54%. На этом фоне примечательными оказываются итоги рейтинга Мирового банка Doing Business за 2012 г., согласно которым по легкости ведения бизнеса Украина занимает далеко не почетное 152-е место. Кардинально изменить ситуацию настроен Президент Украины Виктор Янукович, который заявил о намерениях правительства сократить 90% разрешений в сфере предпринимательства. «Около 12 тыс. предприятий, создающих препятствия на пути ведения бизнеса, действуют при государственных органах», – подчеркнул Президент.

Уже сегодня субъекты хозяйствования получили право осуществлять 130 видов деятельности из 227, требующих лицензирования, на основании предоставления декларации соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства. В каждом районе и городе областного значения созданы разрешительные центры (всего – 681), внедрен принцип «организационного единства» по выдаче, переоформлению, предоставлению дубликатов, аннулированию документов разрешительного характера. Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, сокращен на 30%. Определен исчерпывающий перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности.

Кроме того, в ближайшее время предполагается внесение изменений в некоторые нормативно-правовые документы, определяющие механизм судебного контроля и регулирующие ответственность контролирующих органов.

 

Усиление судебного контроля

Одним из таких нормативных документов стал законопроект №2698 от 3.04.2013 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно устранения ограничений в ведении хозяйственной деятельности. Ссылаясь на недостатки Кодекса гражданской защиты, который вступит в действие с 1 июля с. г., авторы законопроекта предлагают ряд изменений, в числе которых – усовершенствование механизма рассмотрения судом исков контролирующих органов.

В частности, предпринимателей планируется освободить от необходимости обращения в суд с обжалованием решений контролирующих органов, а следовательно, и от подачи доказательств неправомерности таких решений. Сам контролирующий орган одновременно с принятием решения должен будет подавать иск о его ревизии на предмет принятия соответствующих мер реагирования. Именно на него будет возлагаться обязанность доказать суду обоснованность и законность своего решения. Если же он не сумеет этого сделать, и суд откажет в удовлетворении иска, соответствующие меры реагирования применяться не будут. По мнению парламентариев, подобный закон ограничит своеволие контролирующих органов.

 

Усовершенствование системы лицензирования

В законопроекте №0932 от 12.12.2012 «О внесении изменений в Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» отмечена необходимость упрощения ведения бизнеса в сферах, подлежащих лицензированию. Отмечая такие недостатки механизма лицензирования, как отсутствие критериев введения лицензирования, а также неопределенность самой процедуры и ее принципов, парламентарии предлагают закрепить критерии введения лицензирования видов хозяйственной деятельности, сократить сроки получения лицензий путем децентрализации функций органов лицензирования, упростить порядок выдачи копий лицензии, унифицировать принципы и процедуры получения лицензий и их копий.

 

 Усиление ответственности контролирующих органов

С целью урегулирования вопросов проведения внеплановых проверок органами Государственной налоговой службы, уменьшения их количества, повышения ответственности руководителей органов ГНС за принятие неправомерных решений, определяющих налоговые обязанности налогоплательщиков, 8 апреля с. г. на рассмотрение ВР был вынесен законопроект №2752 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» относительно ограничения проведения контрольных мероприятий, подачи уточняющих расчетов и усиления ответственности должностных лиц контролирующих органов. Безусловно, положительным новшеством законопроекта оказался исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Так, внеплановая налоговая проверка может быть проведена:

1) во исполнение постановления (определения) суда;

2) в рамках возбужденного уголовного дела;

3) по обращению такого плательщика налогов;

4) в связи с принятием мер по результатам встречных проверок, осуществляемых в связи с проведением документальной плановой проверки;

5) если должностные лица органа ГНС, которые проводили документальную проверку налогоплательщика, привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за коррупционные правонарушения или правонарушения в сфере служебной деятельности, связанные с этим налогоплательщиком.

 

Проверки будут проводить по порядку

Также на усмирение пыла проверяющих, создание благоприятного инвестиционного климата, снижение уровня коррупции, создание новых рабочих мест на предприятиях призван повлиять законопроект №2679 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» относительно упорядочивания проведения проверок от 2.04.2013. Необходимость принятия закона обусловлена тем, что на проверки, проводимые контролирующими органами, отвлекается немало времени и внимания субъектов предпринимательской деятельности. Это особенно недопустимо, когда речь идет о добропорядочных налогоплательщиках. Закон позволит минимизировать вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, которые длительное время являются эффективными производителями промышленной и сельскохозяйственной продукции, активно создают рабочие места, ежегодно увеличивают суммы уплачиваемых налогов и сборов, своевременно проводят расчеты с государственным и местными бюджетами. Кроме того, проект исключает возможность проведения проверок по необоснованным, прежде всего, анонимным заявлениям, жалобам и другим обращениям, которые часто готовятся и направляются в государственные налоговые органы с целью создания искусственных препятствий в деятельности таких субъектов, достижения других противоправных целей.

Дерегуляция глазами правоохранителей

 

10 апреля с. г. по результатам заседания Комитета по экономическим реформам, прошедшего 2 апреля, состоялся круглый стол на тему «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и уменьшения давления правоохранительных и контролирующих органов на представителей бизнеса». В обсуждении принимали участие председатель Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк, прокурор Киевской области Михаил Витязь, председатель ГНС в киевской области Олег Низенко, а также главы обладминистраций, представителя контролирующих органов и общественных организаций.

 

Выговор чиновникам

 

Заседание началось с критики нерадивых управителей, допустивших значительные нарушения в своей работе. Далее председатель облгосадминистрации прошелся по работе контролирующих органов, сотрудники которых требуют от предпринимателей не предусмотренные законом документы. Пригрозив подчиненным привлечением к разбирательству правоохранительных органов, г-н Присяжнюк дал им месяц на размышления и исправление.

 

Расхождение во мнениях

 

В свое оправдание участники заседания привели веские доводы, отнюдь не лишенные логики. Например, начальник Госсельхосинспекции в Киевской области Игорь Пархоменко отметил, что все внеплановые проверки, проведенные его ведомством, имели законные основания, т. е. стали результатом сообщений компетентных органов и жалоб физических и юридических лиц. Кроме того, г-н Пархоменко сообщил, что для уменьшения давления на предпринимателей вверенная ему организация заключает с ними договора о сотрудничестве.

Пытался парировать обвинения в свой адрес и начальник регистрационной службы главного управления юстиции в Киевской области Игорь Долинский. В частности, он отметил, что принимает все возможные меры для надлежащего обеспечения работы регистрационных центров.

 

Корова за 1 млн грн

 

Категоричны были представители бизнеса. К примеру, среди особо негативных моментов были отмечены бюрократизация процедуры, отсутствие ограничения времени работы сотрудников контролирующих органов, восприятие бизнес-структур как потенциальных нарушителей, отсутствие законодательных норм, определяющих исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, непрозрачная система начисления штрафов. К примеру, один штраф крупного отечественного инвестора после частичного погашения превратился в три (без четких указаний на нарушение) и достиг почти 10 млн грн. А нерасторопность владельца крупного рогатого скота по смене документации в связи с изменением формы деятельности (ОАО на ООО) обошлась ему в 1 млн грн.

 

 

КОММЕНТАРИИ 

Михаил Витязь, прокурор Киевской области:

 

– Президентом Украины и Генеральным прокурором была особо отмечена необходимость защиты прав физических и юридических лиц. Обеспечение надзора в сфере хозяйствования является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Любое вмешательство в деятельность субъекта хозяйствования со стороны контролирующих и правоохранительных органов должно осуществляться исключительно в рамках, определенных законом. Сегодня получили распространение случаи ухудшения условий для ведения предпринимательской деятельности, искусственного затягивания процедур выдачи разрешительных документов, создания должностными лицами контролирующих органов препятствий в ведении хозяйственной деятельности, проведения безосновательных и незаконных проверок.

На данный момент в Киевской области контролирующие функции осуществляют около 40 органов контроля, которые призваны обеспечивать законность деятельности более 160 тыс. субъектов хозяйствования. Из этих 40 органов 11 наделены полномочиями частично или полностью останавливать хозяйственную деятельность. Статистика свидетельствует о том, что за прошлый год в области органами контроля был проверен каждый третий субъект хозяйствования, а это 73 тыс. проверок, треть из которых внеплановые. Наша принципиальная позиция состоит в том, чтобы пресекать любые нарушения закона.

 

Борис Платкевич, заместитель главы-глава комитета по вопросам лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности Общественного совета при Госпредпринимательства Украины:

 

– На сегодняшний день для украинского производителя нет механизма, способного полностью заменить лицензирование. Невзирая на то, что лицензирование не является полноценной защитой от некачественных изделий либо услуг, оно остается процедурой контроля за видами деятельности, представляющими опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды. В то же время, анализируя международный опыт, мы можем говорить о том, что во многих развитых странах процедура лицензирования законодательством не предусмотрена. Однако там лицензирование заменяется сертификацией, что подразумевает проверки предприятий компетентными органами, аттестацию и переаттестацию персонала в отдельных отраслях, а также мощный механизм самоуправления, который предусматривает все виды ответственности.

О современной отечественной процедуре лицензирования нельзя судить однозначно, ведь кроме базового закона о лицензировании (Закон Украины №1775-III от 01.06.2000 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», действующая редакция от 01.03.2013 – прим. ред.) есть множество подзаконных нормативно-правовых актов, учитывающих специфику той или иной отрасли. Конечно, назрела необходимость изменить сам закон, что и делается сейчас уполномоченными на это органами власти.

 

Александр Потимков, первый заместитель главы Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства:

 

– Если рассматривать аргументы за и против процедуры лицензирования, можно прийти к выводу, что за подобную процедуру преимущественно выступают органы власти, тогда как предприниматели относятся к этому вопросу крайне осторожно. Вместе с обретением независимости Украина получила очень зарегулированную систему предпринимательства, которая была основана на государственном монополизме. Процедура лицензирования нуждается в упрощении, однозначности, прозрачности. Сегодня Государственная служба Украины по вопросам лицензирования вносит свои предложения относительно изменения действующего законодательства. Например, мы предлагаем сократить перечень видов деятельности, требующих лицензирования, минимум на 50%. Сейчас таких видов насчитывается 56, а должно быть, по нашему мнению, не более 28. Эти 28 видов должны лицензироваться в соответствии с правилами, определенными базовым законом о лицензировании.

На данный момент есть 9 видов деятельности, которые исключены из базового закона. Мы хотим сократить их до 3 или 4 (Речь идет о законопроектах «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования государственного надзора (контроля) и определения сфер хозяйственной деятельности, подлежащих государственному надзору (контролю)» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса и установления принципа осуществления хозяйственной деятельности субъектами частного права без применения печатей», размещенных на сайте Госпредпринимательства для обсуждения – прим. ред.)

 

Анатолий Присяжнюк, председатель Киевской областной государственной администрации:

 

– На заседании Комитета по вопросам экономических реформ при участии Президента Украины, глав облгосадминистраций и КМУ был рассмотрен вопрос относительно создания условий для развития предпринимательства. Президент отметил, что в последнее время резко возросло количество проблем в инвестировании регионов и отдельных отраслей. Хочу отметить, что в прошлом году Киевская область заняла одну из передовых позиций по поступлению инвестиций. В этом году мы также приложим все усилия для того, чтобы не утратить наработанную базу. Для этого следует преодолеть проблемы, которые возникают, в т. ч. в связи с человеческим фактором. С сожалением могу отметить, что некоторые руководители пустили свою деятельность на самотек и ожидают, что реформы будут внедрять за них. Сейчас уже кардинально изменены многие сферы предоставления административных услуг, введены разрешительные центры, сокращен ряд нормативно-правовых документов, но пока, к сожалению, мы не наблюдаем должного эффекта. Персонал, задействованный в работе новых учреждений, не справляется со своими обязанностями. Люди вынуждены простаивать в очередях по 6 часов для осуществления процедуры, на которую законодатель выделил не более 30 мин. Чтобы провести регистрацию, человек должен заплатить от $200–400. К решению этих вопросов мы будем привлекать правоохранительные органы. Нельзя забывать о том, что реформы осуществляются для людей, именно благодаря реформам качественно повышается уровень жизни граждан.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді