Реформа исполнительной службы от Президента

12:11, 7 сентября 2015
Газета: 29-30 (297-298)
Увеличен срок предъявления исполнительных документов с 1 до 3 лет...
Реформа исполнительной службы от Президента
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»

Завершающей стадией разрешения споров в судебном или внесудебном порядке является непосредственное выполнение принятого решения. Однако стороны конфликта не всегда принимают меры по его исполнению. В связи с этим на государственном уровне действует исполнительная служба, призванная обеспечить исполнение решений, в т. ч. в принудительном порядке.

На сегодняшний день система исполнения регулируется Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.1999. Однако современные реалии, когда большое количество принятых как в судебном, так и в несудебном порядке решений остаются без исполнения, свидетельствуют о необходимости реформирования существующей системы исполнительной службы. В связи с этим 14 августа с. г. Президентом внесены в парламент и зарегистрированы проекты законов «Об исполнительном производстве» №2507а и «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» №2506. А 3 сентября біла проведена их презентация при участии министра юстиции Павла Петренко, замминистра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергея Шкляра и заместителя главы Администрации Президента Алексея Филатова.

Ликвидация государственной монополии в сфере исполнения

Указанные законопроекты предусматривают, наряду с существованием государственной исполнительной службы, создание нового института – частных исполнителей. При этом правовой статус государственных и частных исполнителей будет отличаться. Если первые будут отнесены к числу госслужащих с должностными окладами и надбавками за счет бюджета, то вторые станут субъектами независимой профессиональной деятельности и могут рассчитывать на получение вознаграждения за счет должника – фиксированной суммы, размер которой устанавливается Кабмином, в случае исполнения решения неимущественного характера, или процента от суммы (стоимости имущества), которое подлежит взысканию. Также частные исполнители могут претендовать на дополнительное вознаграждение за счет взыскателя, сумма которого определяется на договорных основаниях.

Существенно отличается и ответственность государственных и частных исполнителей за нанесенный ими ущерб. Установлено, что возмещение ущерба, причиненного действиями работника Государственной исполнительной службы, производится за счет госбюджета. В случае же нанесения ущерба частным исполнителем оплату будет проводить страховая компания, и без заключения страхового договора к работе частный исполнитель приступить не может.

Требования к кандидатам на занятие должностей как государственного, так и частного исполнителя схожи: высшее юридическое образование степени магистра, владение государственным языком, отсутствие судимости, дееспособность. Дополнительными требованиями к частным исполнителям являются: достижение 25-летнего возраста, не менее 2 лет опыта работы в отрасли права после получения диплома и успешная сдача квалификационного экзамена. Не может претендовать на занятие должности частного исполнителя лицо, которое в течение 3 лет совершило коррупционное правонарушение; которому за нарушение требований законодательства аннулировано свидетельство о праве занятия нотариальной или адвокатской деятельностью, деятельностью частного исполнителя или арбитражного управляющего; уволенное с должности судьи, прокурора, сотрудника правоохранительных органов, с государственной службы в органах местного самоуправления в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Запрет на осуществление другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой, медицинской, инструкторской и судейской практики в спорте и работы в органах Ассоциации частных исполнителей Украины) или предпринимательской деятельности предусмотрен как для государственных, так и для частных исполнителей.

Исключительно в принудительном порядке

Что касается непосредственно осуществления исполнительного производства, проектом закона установлено, что частный исполнитель имеет право на осуществление мер по принудительному взысканию по всем видам судебных и внесудебных решений за исключением решений:

  • об отобрании и передаче ребенка, установлении свидания или устранении препятствий в свидании с ним;
  • по которым должником являются государство, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, которые финансируются исключительно из средств государственного и/или местного бюджета, или доля государства в уставном капитале которых превышает 25%;
  • по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещается в соответствии с законом;
  • где взыскателями являются государство, государственные органы;
  • которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
  • о выселении и вселении физических лиц;
  • по которым должниками являются несовершеннолетние лица или физлица, признанные недееспособными, или гражданская дееспособность которых ограничена;
  • о конфискации имущества;
  • выполнение которых отнесено настоящим законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения.

Кроме того, нормативным актом предусмотрено исполнение решений другими органами – не принудительного исполнения. Речь идет о взыскании задолженности и денежных средств органами доходов и сборов, банками, а также учреждениями, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей также может быть самостоятельно направлен взыскателем непосредственно предприятию, учреждению, организации, физическому лицу-предпринимателю, физическому лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы. Отчисление денежных средств взыскателю в таком случае будет проводиться без открытия исполнительного производства самим предприятием в размере, указанном в исполнительном документе. Одновременно с исполнительным документом взыскатель предоставляет заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета, на который следует перечислять средства, ФИО взыскателя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность. При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или отрицании ее размера должником взыскатель вправе предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения.

Основания для открытия исполнительного производства новым проектом изменены не были – это по-прежнему: заявление взыскателя, заявление прокурора (в случае представительства интересов граждан в суде) или направление исполнительного листа судом.

А вот срок предъявления исполнительных документов проектом увеличен с 1 до 3 лет за исключением:

  • удостоверений комиссий по трудовым спорам, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение 3 месяцев;
  • исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение 6 месяцев;
  • исполнительных документов о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного вследствие увечья или иного повреждения здоровья, потери кормильца и т. п.), которые могут быть предъявлены к исполнению в течение всего периода, на который присуждены платежи.

Что касается прерывания и возобновления сроков на предъявление исполнительных документов к исполнению, положения действующего на сегодняшний день Закона Украины «Об исполнительном производстве» оставлены без изменений.

Авансовый взнос

Законодательной новеллой является необходимость приложения взыскателем к заявлению о принудительном исполнении решения квитанции об уплате авансового взноса. В случае исполнения решения имущественного характера сумма оплаты составляет 2% от взыскиваемой суммы, но не более 10 минимальных размеров зарплаты. По решениям же неимущественного характера следует производить оплату в размере 2 МЗП.

От уплаты такого взноса освобождаются взыскатели по трудовым спорам, спорам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, а также о возмещении имущественного и/или морального вреда, причиненного в результате совершения уголовного преступления. Освобождаются от уплаты авансового сбора и госорганы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп, граждане, отнесенные к 1 и 2 категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращения в органы государственной исполнительной службы.

Сроки исполнительного производства

Согласно положениям законопроекта, исполнитель не позднее следующего рабочего дня после поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства. Таким образом, сроки самого исполнительного производства сокращаются, так как на сегодня исполнителю для вынесения решения о его открытии дается 3 рабочих дня.

Следует также отметить, что проект не предусматривает вынесения исполнителем постановления об отказе в открытии производства. Исполнительный документ может быть возращен взыскателю без принятия к выполнению в течение 3 рабочих дней со дня его предъявления в случае, если:

  • решение, на основании которого выдан исполнительный документ, не вступило в законную силу;
  • исполнительный документ не соответствует требованиям, предусмотренным законом;
  • исполнение решения не предусматривает применения мер принудительного исполнения решений;
  • исполнительный документ не подлежит исполнению органами государственной исполнительной службы, частным исполнителем.

Кроме того, частный исполнитель имеет право вернуть исполнительный документ взыскателю без принятия к исполнению, если на момент подачи взыскателем заявления о принудительном исполнении решения количество исполнительных документов по решениям о взыскании периодических платежей, заработной платы, задолженности с физлиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, восстановлении на работе составляет более 25% общего количества исполнительных документов, находящихся на исполнении у частного исполнителя, а также в случае отказа взыскателя осуществить авансирование расходов исполнительного производства (кроме случаев, когда в соответствии с законом уплата авансового взноса не является обязательной).

В решении об открытии производства вместо декларированных на сегодняшний день возможностей самостоятельного исполнения решения должником в течение 7 дней (или 15 при исполнении решения о выселении) проектом предусмотрено указание обязанности должника подать декларацию о доходах и имуществе, предупреждение об ответственности за непредоставление такой декларации или включение в нее заведомо ложных сведений, а у государственного исполнителя – также о взыскании с должника исполнительного сбора в госбюджет (при принудительном исполнении решения неимущественного характера – в размере 2 МЗП с должника-физического лица и 4 МЗП с должника-юридического лица; при принудительном исполнении решения имущественного характера – 10% фактически взыскуемой или возвращенной суммы либо стоимости имущества должника, переданного взыскателю по исполнительному документу). Кроме того, по решению неимущественного характера исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производства отмечает необходимость выполнения должником решения в течение 10 рабочих дней (кроме решений, подлежащих немедленному исполнению).

По исполнительным документам о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, наложении ареста на имущество для обеспечения исковых требований по исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, в случае выполнения решений Европейского суда по правам человека, если исполнение осуществляется за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения выполнения решений суда в порядке, установленном Законом «О гарантиях государства по исполнению судебных решений», а также по исполнительным документам о взыскании исполнительного сбора, расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных исполнителем в соответствии с требованиями настоящего закона, и в случае выполнения решения частным исполнителем исполнительный сбор взыматься не будет.

В вопросах, касающихся оснований для возращения исполнительного документа взыскателю и вынесения постановления об окончании производства, проект закона фактически дублирует существующие нормы. Существенным дополнением является разве что уточнение об установлении годичного срока проведения исполнителем действий по розыску имущества (средств) должника, по истечению которого, в случае его необнаружения, документ подлежит возврату без исполнения. Новеллой в этом разделе является и пункт о закрытии исполнительного производства при невостребовании взыскателем в течение года денежных средств, перечисленных исполнителю должником и в связи с этим зачисленных в государственный бюджет.

Стоит также отметить отсутствие в проекте каких-либо других упоминаний о сроках проведения исполнительного производства. Из этого следует, что установленные на сегодняшний день сроки (по решениям имущественного характера – 6 месяцев и по решениям неимущественного характера – 2 месяца) будут исключены и их заменит упомянутый выше годичный срок.

Автоматизированная система: оперативность и контроль

Самой большой новацией законопроекта является внедрение автоматизированной системы исполнительного производства. Эта система призвана обеспечить контроль каждого отдельно взятого исполнительного производства, поскольку предусматривает регистрацию исполнительных документов, документов исполнительного производства, фиксирование исполнительных действий. Решения исполнителей и должностных лиц органов государственной исполнительной службы должны будут изготавливаться с помощью названной автоматизированной системы, и только в случае временного отсутствия доступа к ней допускается изготовление документов на бумажных носителях с последующим обязательным внесением их в автоматизированную систему не позднее следующего рабочего дня после восстановления ее работы. Система призвана повысить качество работы исполнителей, так как каждое из производств будет находиться на контроле (в первую очередь, это касается сроков исполнения и проведения исполнительных действий).

Системой также предусмотрено создание Единого реестра должников – систематизированной базы данных о должниках, которая станет составляющей автоматизированной системы исполнительного производства. Сведения о должниках, включенные в Единый реестр должников, являются открытыми и размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Украины. Регистрация должника в реестре не освобождает его от исполнения решения. Сведения о должнике вносятся в реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства (кроме сведений о государственных органах, органах местного самоуправления, а также должниках, не имеющих задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей более 3 месяцев, и должниках, обязанных совершить определенные действия или воздержаться от их совершения), а исключаются одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства или в день установления факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Единый реестр должников будет содержать следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество должника-физлица или наименование должника-юрлица;
  • наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
  • наименование органа государственной исполнительной службы или ФИО частного исполнителя, номер средства связи и адрес электронной почты исполнителя;
  • номер исполнительного производства;
  • категория взысканий (алименты, штраф и т. д.).

Имущество в исполнительном производстве: розыск, арест, реализация

В течение 10 дней с момента открытия исполнительного производства исполнитель проводит проверку имущественного состояния должника. В случае отсутствия сведений о месте жительства, пребывания или местонахождении должника-физического лица, а также ребенка по исполнительным документам об отобрании ребенка государственный исполнитель, как и в редакции нынешнего Закона, обращается в суд с представлением о вынесении постановления о розыске должника или ребенка, оплата за которое взымается в дальнейшем с должника. В случае необходимости розыска транспортного средства должника государственный исполнитель выносит постановление о таком розыске, которое является обязательным для исполнения органами внутренних дел.

Проект содержит также уточнение о том, что проверка имущественного положения должника должна проводиться исполнителем не реже одного раза в 2 недели – по выявлению счетов должника, его недвижимого и движимого имущества, имущественных прав, и не реже одного раза в 3 месяца – по получению информации о доходах должника и проверке его имущественного положения по месту жительства (пребывания) или местонахождению.

В части обеспечения исполнительного производства проект закона особых изменений не несет. Исполнитель, как и раньше, на основании заявления взыскателя может наложить арест на средства должника или его имущество. Арест на имущество (средства) накладывается в день его обнаружения. Платежные требования о списании средств направляются не позднее следующего рабочего дня после наложения ареста и в дальнейшем не позднее следующего рабочего дня со дня получения информации о наличии средств на счетах. Описание и арест имущества осуществляются не позднее, чем на 5-й рабочий день с момента получения информации о его местонахождении.

В случае выявления исполнителем имущества при проведении проверки имущественного положения должника по месту жительства (пребывания) физического лица и местонахождению юридического лица осуществляются описание и арест этого имущества. При снятии ареста постановление выносится исполнителем в день поступления документов, подтверждающих наличие оснований для этого, и направляется в тот же день органу (учреждению), которому было направлено для исполнения постановление о наложении ареста на имущество должника.

Прежним останется и порядок оплаты денежных средств за исполнение судебных решений. Должник вносит деньги на расчетный счет соответствующего органа Государственной исполнительной службы или частного исполнителя, которые, в свою очередь, осуществляют перечисление взыскателю. Распределение взысканных с должника по исполнительному производству денежных сумм (в т. ч. полученных от реализации имущества должника) осуществляется в следующей очередности: авансовый взнос взыскателя на организацию и проведение исполнительных действий; расходы исполнительного производства, не покрытые авансовым взносом взыскателя; требования взыскателя и исполнительный сбор; наложенные исполнителем штрафы.

Внесены некоторые изменения в порядок определения стоимости имущества, которое подлежит реализации. Так, проектом предусмотрена возможность определения стоимости имущества должника сторонами исполнительного производства по взаимному согласию в течение 10 дней. В случае, если стороны не достигли согласия относительно стоимости имущества и письменно не уведомили исполнителя об определенной ими стоимости, каждая из сторон исполнительного производства в 30-дневный срок со дня составления акта описи и ареста имущества вправе предоставить исполнителю отчет об оценке имущества, составленный субъектом оценочной деятельности. Тогда имущество передается на реализацию по цене, являющейся средним арифметическим цен, которые указаны в предоставленных сторонами исполнительного производства отчетах об оценке имущества.

В случае, если стороны исполнительного производства не пришли к согласию относительно определения стоимости имущества, или если одной из сторон не был представлен отчет об оценке, исполнитель определяет стоимость имущества должника по рыночным ценам, действующим на день оценки имущества, с учетом отчета об оценке, предоставленного одной из сторон исполнительного производства. Для проведения оценки по регулируемым ценам, оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных суден исполнитель привлекает субъектов оценочной деятельности – субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в соответствии с Законом «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине». Расходы, связанные с назначением субъекта оценочной деятельности, несет сторона, которая оспаривает стоимость имущества, определенную исполнителем.

Если сторона, которая оспаривает стоимость имущества, определенную исполнителем, не внесет на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы или частного исполнителя средства, необходимые для покрытия расходов, связанных с назначением субъекта оценочной деятельности, в течение 5 рабочих дней с момента подачи возражения, имущество передается на реализацию по цене, определенной исполнителем. Исполнитель сообщает о результатах определения стоимости или оценки имущества сторонам, и они имеют право обжаловать это решение в судебном порядке в 10-дневный срок со дня получения уведомления, отправленного по адресу, указанному в исполнительном документе, или по месту фактического проживания или пребывания стороны, достоверно установленному исполнителем. Обжалование в судебном порядке результатов определения стоимости или оценки имущества не останавливает передачи имущества на реализацию, кроме случаев приостановления передачи имущества на реализацию судом.

Отчет об оценке имущества в исполнительном производстве считается действующим в течение 6 месяцев со дня его подписания субъектом оценочной деятельности. После окончания этого срока оценка имущества проводится повторно. Если срок действия отчета об оценке имущества закончился после передачи имущества на реализацию, повторная оценка такого имущества не производится.

Взыскание периодических платежей

Что касается возможности взыскания задолженности по заработной плате, пенсии, стипендии из иных доходов должника, проект закона, как и на сегодняшний день, предусматривает возможность такого взыскания при отсутствии у должника средств на счетах в банках или других финансовых учреждениях, отсутствии или недостаточности имущества должника для покрытия в полном объеме подлежащих взысканию сумм, а также при выполнении решений о взыскании периодических платежей. Так, исполнитель вправе обратить взыскание на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника без применения мер принудительного обращения взыскания на имущество должника – по письменному заявлению взыскателя или по исполнительным документам, сумма взыскания по которым не превышает 5 МЗП вместо задекларированных на сегодняшний день трех.

В части исполнения решений неимущественного характера законодателем предлагается увеличить должникам сроки для принятия мер. По решению, по которому должник обязан лично совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, исполнитель на следующий рабочий день после истечения 10-дневного срока на исполнение проверяет выполнение решения должником. Если решение подлежит немедленному исполнению, исполнитель проверяет его исполнение не позднее, чем на третий рабочий день после открытия исполнительного производства.

В случае неисполнения должником решения исполнитель выносит постановление о наложении на должника штрафа, в котором указываются требование выполнить решение в течение 10 рабочих дней (вместо ныне предусмотренных 5) и предупреждение об уголовной ответственности. Повторное неисполнение должником решения, если оно может быть выполнено без его участия, влечет направление исполнителем органу досудебного расследования сообщения о совершении должником уголовного преступления и принятии мер принудительного исполнения. В случае неисполнения должником решения, которое не может быть выполнено без его участия, исполнитель направляет в орган досудебного расследования сообщение о совершении должником уголовного преступления и выносит постановление об окончании исполнительного производства.

Право на обжалование действий исполнителя

Основательные изменения внесены проектом и в части защиты прав сторон и других лиц исполнительного производства. Так, действующий на сегодняшний день механизм обжалования действий исполнителя его вышестоящему руководству будет отменен. Решения, действия или бездействие исполнителя и должностных лиц органов государственной исполнительной службы по выполнению судебных решений могут быть обжалованы сторонами и другими лицами в суд, который выдал исполнительный документ. Что касается исполнения решений других органов (должностных лиц), в т. ч. постановлений госисполнителя о взыскании исполнительного сбора, расходов исполнительного производства и штрафов, обжаловать действия исполнителя можно в соответствующем административном суде. Сроки обжалования изменены не были – в течение 10 рабочих дней со дня, когда стало известно о принятом решении или совершенном действии.

Введение системы частных исполнителей наряду с государственными, сокращение сроков на принятие исполнителями процессуальных решений и осуществление их контроля через автоматизированную систему, повышение уровня ассигнований в бюджет за счет оплаты авансовых платежей и повышения исполнительных сборов – все это призвано повысить качество исполнения принятых в судебном и внесудебном порядке решений, в связи с чем можно надеяться на грядущие позитивные изменения в системе.


КОММЕНТАРИЙ

Алексей Филатов, заместитель главы Администрации Президента

– На проблему реформирования системы исполнения решений я смотрю не как госслужащий, а как гражданин и адвокат. Проанализировав предложенный Президентом пакет реформ исполнительной службы, могу отметить следующее. Ничто государственное не работает так эффективно, как частное. Считаю, это относится и к системе исполнения решений.

Контроль за исполнением решения будет осуществляться тем судом, который его вынес, что обеспечит отсутствие большого количества споров в разных инстанциях на предмет качества действий исполнителя. Право на справедливый суд будет реализовано гражданами только в случае исполнения полученного в результате рассмотрения дела решения.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Луспеник
    Дмитро Луспеник
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді, секретар Пленуму Верховного Суду
  • Олег Кравців
    Олег Кравців
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Калініченко
    Любов Калініченко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Тетяна Гребенюк
    Тетяна Гребенюк
    член Ради суддів України, суддя Господарського суду Харківської області
  • Олена Істоміна
    Олена Істоміна
    суддя Східного апеляційного господарського суду