Совет судей Украины и Высший совет правосудия призвали разъяснить ситуацию о том, должны ли работники патронатной службы и помощники судей, потерявших статус госслужащих, заполнять э-декларации согласно Закону.
Об этом сообщает пресс-служба Высшего административного суда Украины.
Председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло обратился к Совету судей Украины и Высшему совету правосудия в отношении ситуации, которая сложилась с отнесением помощников судей субъектов декларирования, определенных Законом Украины «О предотвращении коррупции».
В письмах указано, что после вступления в силу Закона Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII «О государственной службе» помощники судей потеряли статус государственных служащих и, в соответствии со ст. 92 этого Закона, их должности отнесены к должностям патронатной службы.
Одновременно в СМИ появились сведения о том, что в отдельных индивидуальных разъяснениях, предоставленных Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (далее — НАПК) в ответ на обращение помощников судей, высказано мнение, что помощники судей являются субъектами э-декларирования.
Свою позицию Национальное агентство обосновывает тем, что помощники судей относятся к категории должностных и служебных лиц органов государственной власти и выполняют ряд консультативно-совещательных функций.
В письмах обращено внимание на то, что, приводя в исполнение лицами консультативно-совещательных функций как признак должностного лица иного государственного органа, НАПК фактически применила норму Закона Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII «О государственной службе», которая утратила силу вместе с вступлением в силу нового Закона Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII «О государственной службе». Действующими нормативно-правовыми актами понятие «должностное лицо» не определено.
Новый Закон Украины «О государственной службе» в корне изменил основные принципы понятие государственной службы и предсказал как отдельный институт патронатную службу, которая противопоставляется государственным служащим по объему функций и полномочий.
Зато нормативное определение понятия «должностное лицо», которое охватывает случаи совершения работником организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
В обязанности помощников судей, в соответствии с Положением о помощнике судьи, утвержденным решением Совета судей Украины от 25 марта 2011 года №14, не входит осуществление каких-либо функций государства, в частности, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных.
Время осуществления помощником судьи в соответствии с нормами настоящего Положения консультативно-совещательных функций не охватывается деятельностью должностных лиц.
Также в письмах обращено внимание на то, что разъяснения Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции относительно применения отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» носят лишь рекомендательный, информационный характер. Отнесения лиц к субъектам э-декларирования не касаются полномочий НАПК.
Отмечается, что любые разъяснения НАПК не имеют силы нормативно-правового акта. Разъяснения законодательства, содержащие новые правовые нормы, являются недействительными и не подлежат исполнению.
Изложив позицию Высшего административного суда Украины, Александр Нечитайло поднимает вопрос о том, должны ли работники патронатной службы, в т.ч. помощники судей, которые потеряли статус государственного служащего, как на этом настаивает НАПК, заполнять э-декларации согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции» и относятся ли они к категории субъектов декларирования, определенных этим Законом.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.