Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
В последнее время часто возникает чувство, что судебная, исполнительная и законодательная власть существуют в параллельных мирах. Последние две ветви власти принимают законы и дают распоряжения, чтобы отчитаться перед иностранными партнерами. В суть того, как дальше реализуются принятые нормы, они не вникают, но часто сетуют, что отчитываться не о чем, потому что реализовать реформы им мешает судебная власть.
При этом отдельные изменения постоянно являются предметом торга, суть которого сводится к желанию иметь как можно более мощные рычаги контроля над судебной системой.
Очередное испытание для Фемиды готовится в законопроекте №4180 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей».
Наше издание уже провело подробный анализ законопроекта.
Возникает вопрос: почему первоочередной задачей является принятие законопроекта №4180, а не изменений в Конституцию? Не является ли этот проект «страховкой» на случай провала голосования за внесение поправок в Основной Закон?
«У меня была долгий разговор с Оксаной Сыроид и Русланом Сидоровичем. Я ставил им вопрос, возможно ли набрать большинство при голосовании за изменения к Конституцию. И они подтвердили, что можно выйти на 300 голосов. Мы договорились, что сделаем все возможное, чтобы выйти на этот результат», — рассказал Андрей Парубий.
«Самая сложная точка в переговорах с депутатами — переходной период в два года (остается переходной период, в течение которого президент еще будет иметь право переводить судей из одного суда в другой, но через два года после вступления закона в силу делать это будет уже Высший совет правосудия —прим. ред.). Многие политические силы остерегаются, что за эти два года, пока не будет введена норма о самоуправлении судей, одна из ветвей власти может расставить своих людей и тем самым влиять на судебную систему.
Те законы, которые сейчас готовятся (имеется в виду законопроект №4180 — прим. ред.) — это предостережение для того, чтобы этого не случилось, чтобы переаттестация проводилась независимой комиссией, чтобы она имела существенное влияние и общественности, и депутатов Верховной Рады», — подчеркнул спикер парламента.
Подробнее о судебной реформе читайте в статье «Реформа впопыхах».