Налоговая реформа от Минфина

17:32, 25 августа 2016
В начале августа на официальном сайте Министерства финансов Украины был опубликован законопроект, который предполагает внесение существенных изменений в Налоговый кодекс Украины. Проект был разработан рабочей группой при министерстве совместно с народными депутатами, представителями бизнеса и экспертами, а теперь представлен общественности для предложений и комментариев.
Налоговая реформа от Минфина

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

В начале августа на официальном сайте Министерства финансов Украины был опубликован законопроект, который предполагает внесение существенных изменений в Налоговый кодекс Украины.

Согласно обнародованной информации, проект был разработан рабочей группой при министерстве совместно с народными депутатами, представителями бизнеса и экспертами, а теперь представлен общественности для предложений и комментариев.

Проект наделяет Министерство финансов множеством полномочий в сфере администрирования налогов и взаимодействия с плательщиками — от утверждения форм налоговой отчетности до исключительного права предоставления консультаций по соответствующим вопросам в письменном виде. Именно Минфину ст. 19-2 проекта передает функцию общего контроля и мониторинга деятельности контролирующих органов, полномочия утверждения процедур и регламентов, методологии и инструкций, лишая этих функций Государственную фискальную службу, исключив соответствующие статьи НКУ.

17 августа на пресс-брифинге, посвященном налоговой реформе, глава ГФС Роман Насиров коснулся темы проекта изменений в НКУ от Министерства финансов. Комментируя отношение к тому, что базы данных ГФС (согласно положениям проекта) будут переданы Минфину, он упомянул, что подобная передача является предложением Министерства финансов, а позиция Государственной фискальной службы предполагает, что министерство занимается политикой, а фискальная служба — администрированием, к чему относится и работа с базами данных. По словам главы ГФС, мнение о том, что администрированием налогов должен заниматься налоговый орган, разделяет и Международный валютный фонд. Чиновник также обратил внимание на то, что администрирование баз данных — достаточно затратный процесс, предполагающий вложения в оборудование и программное обеспечение, а также требующий ответственности на государственном уровне за безопасность содержащихся в базах данных и их бесперебойную работу.

По вопросу реформирования налоговой милиции Роман Насиров отметил, что, начиная с осени прошлого года, ГФС подавалось несколько проектов с предложениями. Обновленные проекты по этой теме подавались и в этом году, включая вариант полностью демилитаризованной структуры, организованной по принципу НАБУ. При этом глава ГФС указал, что сейчас налоговой милиции в процессе противодействия мошенничеству и незаконному обороту подакцизных товаров приходится сталкиваться с вооруженными преступниками, поэтому к вопросу об изменениях в деятельности ее подразделений нужно подходить очень взвешенно.

Отвечая на вопросы «Судебно-юридической газеты», глава ГФС признал, что на данном этапе работы над проектом Минфина по некоторым вопросам есть несогласованность, а многие предложения фискальной службы не были учтены. Планируется проведение десяти встреч, на которых будет обсуждаться конкретная тематика, и таким образом позиция может быть согласована. Роман Насиров подчеркнул, что ГФС фокусируется, прежде всего, на том, что возможные изменения в налоговой сфере могут дать плательщикам. Чтобы по результатам можно было сказать, что тот или иной механизм стал функционировать лучше, снижена возможность манипуляций, а также упрощена процедура администрирования.

Чтобы иметь представление о том, насколько часто реформируют налоговую сферу, достаточно посмотреть список законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс Украины. За 2015 год подобных законов было принято 26. Такой подход не лучшим образом сказывается на условиях ведения бизнеса (правила постоянно меняются), а с точки зрения обычного гражданина все выглядит как попытки «поставить заплату на заплату». Вместе с тем, по ряду фундаментальных вопросов изменения необходимы, о чем неоднократно заявляло бизнес-сообщество. В частности, много говорится о необходимости уменьшения «рычагов давления» со стороны налоговых органов.

Актуальным остается и вопрос финансирования. При всем позитивном влиянии на бюджетные поступления, улучшение инвестиционного климата страны и устранение схем уклонения от уплаты налогов (а именно так описывают финансово-экономическое влияние закона его авторы), реализация проекта потребует технических мощностей и разработки (или адаптации) программного обеспечения с последующим обеспечением стабильной работы системы. И если ГФС признает, что для функционирования подобной системы необходимы дополнительные вложения средств, то очень вероятно, что так и есть, поскольку сейчас фискальная служба обеспечивает работу соответствующих баз данных и «электронного кабинета».

Опубликованный Министерством финансов Украины законопроект, который осенью планируется подать на рассмотрение Верховной Рады, вероятнее всего, не останется неизменным. Возможно, в его окончательной редакции будут учтены интересы всех сторон, включая и обычных плательщиков налогов, а связанные с ним государственные органы выберут наиболее эффективный вариант разделения полномочий. Но не менее вероятно и то, что этот законопроект станет одним из многих и в силу особенностей законотворческой процедуры не будет ни принят, ни отложен. На данном же этапе все заинтересованные лица могут подать свои комментарии и предложения, надеясь, что они будут приняты и учтены.

Подробнее о предложенных изменениях читайте в статье «Проект изменений в Налоговый кодекс от Минфина: реформирование или укрепление власти?».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как выбирали Общественный совет международных экспертов для Антикоррупционного суда