Виктория Никитина,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Верховного Суда в разделе «Международные стандарты в сфере судопроизводства», в рубрике «Обзор прецедентного права Европейского суда по правам человека», размещен информационно-тематический листок Европейского суда по правам человека по его решениях относительно прав детей.
Информационно-тематический листок содержит ссылки на решения Европейского суда по правам человека до марта 2011 года, которые стали признанными прецедентами в применении ст. 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в делах, касающихся вопросов прав детей, в частности, образования, определения гражданства и родственных связей.
Так, дело «D.H. против Республики Чехия» №57325/00 от 13.11.2007 года касалось 18 детей-цыган, граждан Чехии, которые в 1996-1999 гг. были записаны в школы для детей с особыми потребностями, в т.ч. с психическими или социальными отклонениями. Заявители утверждали, что в системе образования Чехии имела место двухуровневая система, при которой власти почти автоматически записывали цыганских детей в школы, обучение в которых ведется по упрощенной программе, и тем самым подвергали их сегрегации.
Суд отметил, что во время рассматриваемых событий большинство детей, посещавших специализированные школы в Чехии, были детьми цыганского происхождения. Цыганские дети со средним уровнем интеллекта или даже уровнем выше среднего часто определялись в такие школы по результатам психологических тестов, которые не были адаптированы к детям их этнического происхождения. Суд пришел к выводу, что закон, действовавший в то время, слишком серьезно ограничивал права детей цыганского происхождения, что привело к нарушению ст. 14 и ст. 2 Протокола №1. Однако, новое законодательство отменило специализированные школы и потребовало от обычных школ принимать детей, имеющих особые потребности, а также социально незащищенных детей.
Исполнительное производство по делу продолжается.
В деле «Sampanis и другие против Греции» № 32526/05) от 05.06.2008 года власти Греции отказались принимать в школу группу цыганских детей, которые не получали официальное образование в течение целого учебного года. Более 50 детей были впоследствии определены в специальные классы, находившиеся в пристройке к школе, которые должны были подготовить этих учеников к переходу в обычные классы.
Суд отметил, что власти не проверили способности цыганских детей при помощи специальных тестов ни на начальном этапе (чтобы определить, должны ли они быть записаны в специальные классы), ни позднее (чтобы оценить, могли ли они уже перейти в обычные классы). Суд нашел нарушение ст. 2 Протокола №1 и ст. 14 как в отношении процедуры записи в школу, так и в отношении их помещения в специальные классы. Он также нашел нарушение ст. 13 (право на эффективное средство защиты).
Исполнительное производство по делу продолжается.