Сколько будут получать судьи после судебной реформы?

13:20, 26 сентября 2016
Повышенных окладов для судей не будет установлено законом до 2020 года. Об этом стало известно из проекта Закона «О Высшем совете правосудия», который еще не зарегистрирован в парламенте.
Сколько будут получать судьи после судебной реформы?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»

Устоит ли денежное содержание судей, обещанное в рамках судебной реформы?

Повышенных окладов для судей не будет установлено законом до 2020 года. Об этом стало известно из проекта Закона «О Высшем совете правосудия», который еще не зарегистрирован в парламенте, но уже разослан для ознакомления, в частности, работникам судебной системы, норма Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» о повышении заработной платы владельцам мантий будет отстрочена до 2020 года.

Большие оклады

Проектом нормативного акта предлагается в разделе XII «Заключительные и переходные положения Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»:

а) п. 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но не ранее дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», кроме: 1) ч. 3 ст. 135 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2020 года...».

Именно в ч. 3 ст. 135 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и заложен базовый размер должностного оклада судьи в повышенных размерах:

1) 30 минимальных заработных плат — судьи местного суда;

2) 50 минимальных заработных плат — судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда;

3) 75 минимальных заработных плат — судьи Верховного Суда.

Таким образом, если народные депутаты проголосуют за законопроект «О Высшем совете правосудия» в редакции, которая направлен судьям для ознакомления, то повышения зарплат служителям Фемиды предстоит ждать еще долго — до 2020 года.

Постепенное повышение

При этом в тексте Закона «О судоустройстве и статусе судей» остается п. 24 Переходных положений о поэтапном повышении размера судейского вознаграждения.

Так, размер должностного оклада судьи составляет:

1) с 1 января 2017 года:

  • для судьи местного суда — 15 минимальных заработных плат;
  • для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда — 25 минимальных заработных плат;
  • для судьи Верховного Суда — 75 минимальных заработных плат;

2) с 1 января 2018 года:

  • для судьи местного суда — 20 минимальных заработных плат;
  • для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда — 30 минимальных заработных плат;

3) с 1 января 2019 года:

  • для судьи местного суда — 25 минимальных заработных плат;
  • для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда — 40 минимальных заработных плат;

4) с 1 января 2020 года:

  • для судьи местного суда — 30 минимальных заработных плат;
  • для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда — 50 минимальных заработных плат.

В то же время такие оклады, согласно п. 23 Переходных положений, будут установлены для судей, которые успешно прошли квалификационное оценивание, а до его прохождения судейское вознаграждение будет определено в соответствии с положениями Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в редакции 2010 года.

Таким образом, повышенные оклады будут установлены Законом только с 2020 года, а в течении четырех лет судейский корпус ожидает постепенное их увеличение — только для тех владельцев мантий, которые смогли подтвердить свое право на квалификационном оценивании.

Стоит отметить, что, учитывая предыдущую практику законодателя относительно сокращения и урезания судейского вознаграждения, а также курса на всеобщую экономию, существование нормы о повышении зарплат остается под вопросом. Большинство судей, которые пережили не одну судебную реформу, в такие оклады просто не верят.

Фиксированная минимальная зарплата

Как пример государственной экономии можно привести зарегистрированный в парламенте 15 сентября 2016 года законопроект 5130 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.

Так, в ст. 2 раздела ІІ предлагается: «Установить, что для работников органов государственной и судебной власти, размеры должностных окладов или заработной платы которых определяются в зависимости от количества размеров минимальной заработной платы в соответствии с Законами Украины «О Национальном антикоррупционном бюро Украины», «О предотвращении коррупции», «О Государственном бюро расследований», «О Счетной палате», «О судоустройстве и статусе судей», «О государственной службе», размеры должностных окладов или заработной платы устанавливаются исходя из размера минимальной заработной платы 1600 грн и в дальнейшем при повышении минимальной заработной платы, перерасчет не производится».

Таким образом, Кабинет Министров хочет установить фиксированную зарплату для чиновников, судей и борцов с коррупцией.

Однако, стоит отметить, что размер минимальной заработной платы постоянно пересматривается Кабинетом Министров и Верховной Радой, исходя из нынешних условий экономики страны, постоянного прироста инфляции и девальвации национальной валюты.

Как в таком разрезе можно говорить о статичной величине для отдельной категории граждан, остается вопросом. Более того, статичность минимальной зарплаты хотят ввести не просто для служащих, а для людей, от которых зависит успешность проводимых реформ. И если реформы диктуют европейские ценности, в т.ч. и равенство людей перед законом, то предложенная Кабинетом Министров концепция свидетельствует о пренебрежении таких ценностей и открытой дискриминации прав.

В нынешних условиях реформирования власти все большее количество людей уходят из чиновнического аппарата. Так, работая в бизнесе, специалисты своего дела могут зарабатывать в десятки раз больше, нежели находясь на госслужбе или работая в судебной или антикоррупционной системах.

Исходя из приложенных изменений, Кабинет Министров не заинтересован в ценных кадрах, т.к. говорить о конкурентоспособной зарплате на рынке труда, исходя из зафиксированной минимальной зарплаты в сумме 1600 грн, уже вскоре будет невозможно.

Абзац 2 этой же статьи дополняет, что повышение размеров должностных окладов или заработной платы производится в соответствии с решением Кабинета Министров Украины с учетом финансовых возможностей бюджета.

Однако, как показывает практика, повышение таких окладов Кабинетом Министров будет проходить крайне неохотно, ведь в бюджете всегда нет «лишних» средств.

Пенсионное обеспечение

Кроме этого, этим же законопроектом предлагается ограничить размер максимальных пенсий, а работающим пенсионерам ее вообще не выплачивать, как это было в этом году.

В ст. 2 раздела І предлагается внести изменения в ст. 85 Закона Украины «О пенсионном обеспечении»:

«Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Временно, до 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10 740 грн.

Временно, по 31 декабря 2017 года, лицам (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»), которые работают на должностях и на условиях , предусмотренных законами Украины «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», назначенные пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются.

С 1 января 2018 года пенсии выплачиваются без учета получаемой заработной платы (дохода)».

Таким образом, владельцам мантий остается готовиться к грядущим изменениям в системе, которые наступят уже 30 сентября, и верить, что все-таки реформа пройдет не на бумаге, а станет реальностью. И это коснется и материального обеспечения. Ведь хорошие специалисты своего дела должны быть оценены государством по достоинству. А лучшей оценкой работы будет надлежащий оклад.  

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва