Чиновники «со своего кармана» будут исполнять решения Европейского суда

16:30, 23 ноября 2016
Верховная Рада Украины предлагает обеспечить права и основополагающую свободу граждан Украины путем эффективного исполнения решений Европейского суда по правам человека.
Чиновники «со своего кармана» будут исполнять решения Европейского суда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины предлагает обеспечить права и основополагающую свободу граждан Украины путем эффективного исполнения решений Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ).

Принятие проекта закона повысит авторитет Украины как страны, где человеческие права и социальные ценности имеют наивысший вес и правовую защиту.

Так, 22 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5438 «О внесении изменений в Закон Украины «О выполнении решений и применения практики Европейского суда по правам человека» (относительно совершенствования процедуры исполнения решений и предложений Европейского суда по правам человека)».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Андрей Шинькович.

 

Европейская практика прав человека в Украине

В Украине, как в правовом и демократическом государстве, деятельность органов государственной власти должна осуществляться по принципам верховенства права и в соответствии с нормами Конституции Украины, Законов Украины и международных норм.

Украина является стороной Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколов к ней. Согласно п. 1 ст. 46 Конвенции, стороны обязуются выполнять окончательные решения Европейского суда по правам человека в любых делах, в которых они являются сторонами. Порядок выполнения решений и применения практики суда в Украине определены Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».

Согласно Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» исполнение решений суда возлагается на органы исполнительной власти, которые обеспечивают осуществление мер индивидуального (выплата справедливой сатисфакции, повторное рассмотрение дела административным органом и т.п.) и общего характера, необходимых для надлежащего исполнения решения суда в деле против Украины и устранения недостатков системного характера, которые лежали в основе выявленного ЕСПЧ нарушения Конвенции.

 

Необходимые меры в решении проблем

Согласно ст. 13 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» мерами общего характера являются меры, направленные на устранение указанной в решении суда системной проблемы и ее первопричины, в частности, путем:

  • внесения изменений в действующее законодательства и практики его применения;
  • внесения изменений в административную практику;
  • обеспечения юридической экспертизы законопроектов;
  • обеспечения профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики суда прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, работников иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием людей в условиях лишения свободы;
  • другие меры, которые определяются при условии надзора со стороны Комитета министров Совета Европы и государством-ответчиком в соответствии с решением суда с целью обеспечения устранения недостатков системного характера, прекращения вызванных этими недостатками нарушений Конвенции и обеспечения максимального возмещения последствий этих нарушений.

 

Безответственность в соблюдении европейских норм

К сожалению, в настоящее время сложилась негативная практика в отношении соблюдения органами власти и их должностными лицами указанных норм, что в свою очередь негативно повлияло на состояние защищенности гарантированных национальным законодательством Украины и нормами международного права прав и свобод человека и гражданина.

Увеличилось количество обращений граждан, которые исчерпали все национальные средства защиты, к Европейскому суду по правам человека за защитой их нарушенных прав и свобод, как к последней инстанции, которая в состоянии осудить безответственность некоторых должностных лиц в различных ветвях власти, восстановить нарушение права и компенсировать нанесенные материальные убытки и моральный вред.

Анализ практики разрешения споров Европейским судом по правам человека относительно нарушения Украиной в лице ее органов норм Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод свидетельствует о негативной тенденции в деятельности всей системы государственных органов, вследствие нарушения отдельными должностными лицами норм украинского и международного законодательства. При этом значительные расходы берет на себя и без того перегруженный бюджет Украины, а не лица, которые должны нести персональную ответственность за свои действия или бездействие. Такое положение вещей, безусловно, не лучшим образом отражается на имидже нашего государства в глазах мирового сообщества.

 

Необходимо создать надежный орган власти

Как говорится в пояснительной записке, в такой ситуации и возникла необходимость дополнения положений действующего Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» нормами, которые бы возлагали персональную ответственность за незаконные действия или бездействие должностных лиц, приведшие к подаче заявления в Европейский суд по правам человека и по результатам рассмотрения которой судом было вынесено решение в пользу заявителя.

Кроме этого, с целью создания предпосылок для уменьшения числа заявлений в Европейский суд по правам человека против Украины и предупреждения нанесения вреда имиджу государства, в проекте закона предлагается возложить расходы, связанные с исполнением решения суда на указанных должностных лиц и лишить их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку они не способны защищать и отстаивать права человека, и не нарушать их.

 

Ассамблея Совета Европы и ее взгляд на проблему

Исполнение решений суда, особенно тех, которые требуют решения системных проблем, невозможно без активного участия органа законодательной власти страны, в частности, осуществления им эффективного парламентского контроля за исполнением решений и применением практики суда. Об этом отмечается в решениях Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Так, в Резолюции №1516 от 2 октября 2006 года Ассамблея призвала национальные парламенты ввести специальные механизмы и процедуры эффективного парламентского контроля за исполнением решений суда путем регулярного составления отчетов ответственных министерств (п. 22.1.).

Ассамблея оставила за собой право предпринимать соответствующие действия, в частности, применить Правило 8 своего Регламента (т.е. остановить полномочия национальной делегации) в случае постоянного невыполнения соответствующим государством требований, указанных в решении суда, или в случае, если национальный парламент не окажет нужного давления на правительство для исполнения решения суда (п. 22.7.)

Как отмечается в Резолюции ПАСЕ №1787 от 26 января 2011 года, согласно Декларации и Плана действий, принятых в Интерлакене в феврале 2010 года, следует предоставить приоритет полному и действенному соблюдению решений суда.

Ассамблея считает, что должен быть обеспечен регулярный и строгий парламентский контроль за выполнением решений ЕСПЧ — как на европейском, так и национальном уровнях.

 

Права и свобода граждан как решение Европейского суда

Целью проекта является обеспечение прав и основополагающих свобод человека в Украине путем эффективного исполнения решений Европейского суда по правам человека.

Представление законопроекта связано с необходимостью существенного повышения правовой защищенности прав и свобод человека и гражданина в Украине через личную ответственность должностных лиц, устранения систематических нарушений со стороны должностных лиц норм Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, уменьшения нагрузки на расходную часть Государственного бюджета Украины и поддержания имиджа Украины как правового, социального и демократического государства.

Задачами проекта является создание законодательной основы для внедрения эффективных парламентских процедур, направленных на устранение предпосылок для нарушения прав и основополагающих свобод человека в Украине, осуществление контроля за выполнением решений Европейского суда по правам человека органами исполнительной власти.

 

Что предлагается дополнить для урегулирования проблемы

Законопроект предусматривает:

1) дополнить ст. 3 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» частью следующего содержания:

«Расходы Государственного бюджета Украины на выполнение решения возмещаются государству за счет должностных лиц, незаконные действия или бездействие которых побуждали взыскателя подать заявление в суд за защитой его нарушенных прав». При этом на орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в Европейском суде по правам человека и координацию выполнения его решений (орган представительства, которым сейчас является Правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека), будет возложена обязанность информировать Верховную Раду Украины о выполнении решений и применении практики суда. В проекте предлагается уточнить положения ст. 14 Закона «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», в которой говорится о действиях Органа представительства по принятию мер общего характера при исполнении решений суда;

2) также дополнить ст. 16 Закона ч. 2 следующего содержания:

«С целью предупреждения нанесения вреда имиджу государства, должностные лица действия или бездеятельность которых привела к представлению взыскателем заявления в суд за защитой его нарушенных прав и по результатам рассмотрения которого в пользу взыскателя постановлено решение, в случае невыполнения требований, предусмотренных нормами международного права и настоящим законом, лишаются права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

 

Реализация изменений повлечет за собой улучшения

Реализация проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» будет способствовать:

  • существенному повышению уровня ответственности должностных лиц различных ветвей власти относительно принятия ими решений;
  • значительному снижению объемов злоупотреблений должностными лицами по отношению к правам и свободам человека и гражданина;
  • препятствию произвольного отношения должностных лиц к своим обязанностям;
  • более полной реализации прав и основополагающих свобод человека в Украине, восстановлению нарушенных прав, внедрению эффективных механизмов юридической защиты прав и свобод человека.

В результате принятия проекта будет усилен механизм парламентского контроля за исполнением решений Европейского суда по правам человека; созданы предпосылки для оперативного реагирования на нарушение Конвенции и устранение системных проблем, обусловливающих значительное количество заявлений в Европейский суд по правам человека и решений о нарушении Украиной положений Конвенции и ее протоколов, что обеспечит надлежащее выполнение Украиной своих обязательств как члена Совета Европы в указанной сфере.

В связи с этим, положительными моментами станут также уменьшение количества обращений в Европейский суд по правам человека, улучшение социально-экономического состояния государства, повышение уровня авторитета Украины как страны, где человеческие права и социальные ценности имеют наивысший вес и правовую защиту.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Половінкіна
    Наталія Половінкіна
    суддя Чернівецького апеляційного суду
  • Анатолій Ясельський
    Анатолій Ясельський
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Наталія Новікова
    Наталія Новікова
    голова Господарського суду Харківської області