Программа выживания на 2016 год

16:31, 28 января 2016
В 2016 г. перед украинцами стоит сложная задача – выжить. Прежде всего, следует быть готовыми к тому, что политика «затягивания поясов» будет усиливаться. Украинцы все реже вспоминают о европейских зарплатах и пенсиях, для большинства предел мечтаний ― своевременная их индексация.
Программа выживания на 2016 год
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В 2016 г. перед украинцами стоит сложная задача – выжить. Прежде всего, следует быть готовыми к тому, что политика «затягивания поясов» будет усиливаться. Украинцы все реже вспоминают о европейских зарплатах и пенсиях, для большинства предел мечтаний ― своевременная их индексация. Видимо, решив, что при таком рейтинге терять уже нечего, правительство подготовило антисоциальный проект бюджета на 2016 г., который подвергся критике многих экспертов. Несмотря на это, он был поддержан Верховной Радой в преддверии католического Рождества (в ночь с 24 на 25 декабря 2015 г.) и вместе со всеми поправками, внесенными «на скорую руку», подписан Президентом в суете предновогодней ночи – 31 декабря 2015 г.

Этого законодателям показалось мало, и «на десерт» они приняли законопроект №3628 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)».

Обратная сторона децентрализации

Закон перекладывает обязанности государства финансировать ряд социальных льгот на органы местного самоуправления. Законодатель утверждает, что принятие данного нормативного акта обусловлено необходимостью реализации мер по экономному и рациональному использованию государственных средств, а также приведения положений отдельных законов в соответствие с финансовыми возможностями страны. Смогут ли местные власти выделить средства на исполнения возложенных на них обязательств, большой вопрос.

Экспертная группа, изучавшая законопроект №3628, отметила в своем выводе от 11.12.2015: «Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проект в целом направлен на снижение уровня социальной защиты государством граждан, в первую очередь, малообеспеченных и со средним достатком, что в условиях финансового и экономического кризиса приведет к дальнейшему снижению уровня жизни населения».

На новые положения закона уже успели отреагировать и местные власти. К примеру, его нормы негативно оценили некоторые депутаты Кировоградского городского совета. «Государство не монетизирует льготы и не отменяет их, а просто перекладывает их финансирование на местные бюджеты без необходимых дотаций или субвенций. Это означает, что на каждый местный бюджет ляжет дополнительное финансовое бремя по компенсации социальных льгот. Где брать средства на эти расходы, пока никому неизвестно», – признался депутат местного совета Александр Цертий.

Правда, многие эксперты считают, что сетовать местным советам не на что – нормы нового закона, по сути, являются оборотной стороной такой популярной кампании, как децентрализации власти. Именно благодаря этой программе местные советы получили вожделенные «расширенные полномочия», а «в нагрузку» – и повышенную ответственность за свои регионы. Как говорится, любишь кататься – люби и саночки возить.

Кто под экономией

Дискуссионным новый закон стал еще и потому, что коснулся интересов детей и участников АТО. Первые могут остаться без школьного питания, а вторые – без денежной компенсации или места основной работы.

Так, согласно вновь принятым положениям, организация питания детей и воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений передана на местный уровень. Как уже было отмечено, большинство местных бюджетов такую нагрузку «не потянут» финансово, поэтому можно предположить, что детского питания или не будет вообще, или оно будет осуществляться полностью за счет родителей. Кроме того, новый закон разрешил органам местного самоуправления самостоятельно определять размер платы за питание детей в детсадах. Ранее родители платили 60% от стоимости питания в городах и 40% в селах, а сейчас опасаются, что в большинстве случаев придется оплачивать все 100%.

Но самые большие опасения родителей вызывает норма, обязывающая ориентировочно на 5% сократить количество школ, закрывая наименее заполненные из них (в первую очередь, конечно, сельские). Согласно программе, детей из сокращенных школ переведут в школы соседних населенных пунктов, однако средства на школьные автобусы при этом не закладываются, так что кто и как будет обеспечивать доставку учеников, неизвестно.

Под большим вопросом и выплата денежного обеспечения работникам, призванными на срочную военную службу в особый период (участникам АТО). Ранее нормы закона гласили, что такая выплата производится за счет средств Государственного бюджета Украины, однако нынешний закон снял это бремя с бюджета и переложил на самого работодателя, у которого до призыва работал (и продолжает числиться) боец АТО.

Кроме прочего, «усовершенствованы» и «стабилизированы» нормами нового закона и социальные выплаты на детей одиноким матерям. Правительство и парламент сочли, что «не менее 30% прожиточного минимума» в качестве помощи от государства – это слишком большая сумма для среднестатистического украинского ребенка, и отменили эту норму, заменив ее формулировкой «с учетом материального положения семьи». Размер помощи теперь определяется не законом, а нормативным актом Кабинета министров, на милость которого, как показывает опыт, рассчитывать не приходится.

Ну, и немного о том скандальном положении, которое позволяет некоторым чиновникам проверять банковские счета украинцев. Cогласно изменениям, работник Министерства финансов или Министерства социальной политики сможет затребовать данные личного банковского счета лица и посмотреть, какие накопления там имеются. «Если сумма там будет приличной, вам будут вправе отказать в определенных льготах, в частности, в субсидии на коммунальные услуги», – прокомментировал ситуацию народный депутат Верховной Рады VI–VII созыва Андрей Павловский.

Чиновники вне режима экономии

При этом нельзя не отметить, что беспрецедентно жесткая экономия никак не отразится на самих «реформаторах». Так, расходы на секретариат Кабинета министров в 2016 г. вырастут на 20%, а сумма на оплату труда для осуществления законотворческой деятельности Верховной Радой увеличена до 218 844,9 тыс. грн, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. Зарплата Премьер-министра с декабря 2015 г. уже выросла на 25%, правительство в 20 раз увеличило максимальный размер зарплат руководителям государственных предприятий, а парламент одобрил инициативу Арсения Яценюкасформировать «фонд для увеличения заработных плат государственных служащих», куда будут поступать «средства Евросоюза и других международных доноров».

Самым интересным и загадочным остается тот факт, что буквально в самый последний момент из законопроекта исчезла норма, которая в прошлом году не позволяла депутатам пенсионного возраста получать одновременно и пенсии, и зарплаты. При этом «временную» норму, согласно которой рядовой работающий пенсионер должен делиться своей пенсией с государством, парламентарии продлили еще на год.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Андрей Павловский, народный депутат Верховной Рады Украины VI–VII созыва

– Правительство забыло позаботиться о защитниках нашей родины. Это вопиющий факт. Мы все понимаем, что в стране непростая ситуация: фактически продолжается война, нарастает тяжелый экономический кризис. И задача правительства – определять приоритеты и принимать решение, кто будет нести эту тяжелую нагрузку. Необходимо или немного прищемить интересы финансово-олигархических групп, или же переложить это на плечи простых граждан. И мы видим, что правительство, будучи, по сути, представителем олигархических кланов, обидеть их не может, а поэтому всю тяжесть перекладывает на плечи обычных граждан. Выживут ли наши граждане без этих льгот? Безусловно, наши люди и не такое видели. Но качество жизни в 2016 г. значительно ухудшится. По данным ООН, в Украине уже сейчас 80% населения на грани бедности или за ней. Тот, кто тратит менее $5 в день, считается бедным. В США минимальная зарплата – $8 в час, у нас же – 8 грн.

Сергей Белашко, директор Агентства социальных коммуникаций

– Станет невыгодно вести бизнес, и предприниматели будут закрывать свои предприятия. Будут только аптеки, торговля подержанной одеждой, хлебом и какими-то социальными продуктами. Это те три ниши предпринимательства, в которых я вижу перспективы на ближайший год. Когда человек, работая, не может выйти из состояния бедности, у него остается три пути: злоупотреблять и брать взятки или воровать; иммигрировать из этой страны; или же полстраны, как в 90-е, переквалифицируются в торговцев-челноков. Деградация трудовых ресурсов неизбежно приведет к снижению производительности труда.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки